Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Карьера по плану

13.02.19

Философия русского человека, вызревавшая веками, - «пофиг, на месте разберемся!». Бывает, сия лаконичная программа работает, но только при чем тут прогнозирование карьеры? Имеется более надежный и проверенный метод – карьерограмма. Слово для многих пока диковинное –  на слуху разве что у эйчаров, да и из них редко кто его применяет. А зря – грамотно выстроенная карьерограмма помогает выбрать верный трудовой путь, приблизить желаемое будущее, выкинуть мусор из головы, включить целеустремленность. Причем не только у себя, но и у подчиненных.

В этой статье подкинем пару приемов для создания карьерограммы, подскажем интересный тест, который поможет определиться с построением карьеры.

Карьерограмма - это

подробно прописанный прогноз развития карьеры того или иного сотрудника, попытка предугадать, где и на какой позиции он окажется через 1 год, 5 или 15 лет.

Написанием подобного сценария обычно занимаются эйчары. Такого рода отчеты полезны и самим кадровикам, чтобы предуказывать пути профессионального развития персонала, и работникам, поскольку они наглядно представляют свои перспективы в данной компании. Кстати, карьерограмму легко выстроить индивидуально, обратившись к карьерным консультантам – сейчас их услуги становятся популярными. А можно поднапрячься и, собрав необходимую информацию, попробовать самостоятельно составить личный анамнез профразвития.

Четких установок по составлению карьерограммы нет: существует дцать методов, учитывающих разные критерии и характеристики конкретной личности. В помощь при составлении проекта карьерного развития идут многочисленные тесты + опросники. Сама карьерограмма выглядит как график, таблица или маркированный список.

Суть одна – четкое видение поэтапного передвижения человека по службе, желательно с указанием примерных временных периодов.

Строго вверх по карьерной лестнице в рамках одной профессии карабкаются единицы. Некто полжизни просидит сиднем, или, напротив, окажется неудержим, стремясь перепробовать всё и вся. Зависит характера, личных качеств, ценностей, хватки, желания учиться, от знаний и опыта. Карьерограмма учитывает эти факторы, во взаимосвязи с персонажем подразделяется, условно, на 4 типа.

Типы карьерограммы: кто ты – прыгун или змея?

Многообразие карьерных путей можно свести к 4 моделям.

1. Трамплин

Стратегически - самое проверенное и надежное выстраивание карьеры. Истинный карьерист постепенно наращивает мастерство, спокойно поднимаясь по служебной лестнице до максимального раскрытия своего потенциала. На этой точке задерживается надолго, а затем делает прыжок с «трамплина» (ничего суицидального!) - уходит на пенсию. Хороший вариант для прагматичных, целостных, целеустремленных натур, которым важна стабильность, работа в надежной организации и полная самореализация.

 

2. «Лестница»

Что ж, первая половина тактически выглядит весьма оптимистично – бодрое восхождение по офисным ступенькам до пикового значения своих возможностей. Верх достигается в самом расцвете лет, где восходитель удерживается, сколько потянет, а затем наступает этап стагнации, угасания карьеры. Что не так уж плохо – сотрудник, добившись предельных высот, просто совершает продуманный спуск. Постепенно выполняет менее активную и интенсивную работу, с понижением в должности. Останавливается на роли уважаемого консультанта, особенно в предпенсионном возрасте.

Данный тип карьеры характерен для слабо амбициозных семейных людей, предпочитающих карьере – комфортное существование. Одновременно, они хотят быть полезны обществу, любят свою профессию, привязаны к конкретной сфере деятельности.

 

3. Змея

Этот вид карьерограммы не особо свойствен россиянам. Мы как-то не привыкли скакать с места на место, не приветствуется. А вот в Японии это - нормальная вещь. Офисник в стенах родного предприятия оказывается в разных отделах на разных ролях, вне зависимости от образования. По мнению тамошних эйчаров, оригинальная стратегия позволяет вырастить профи, знающего процессы изнутри, а значит, компетентного принимать наиболее эффективные решения, особенно дослужившись до руководящего кресла. Что-то в этом есть, согласитесь!

4. Перепутье

Вариант профессионального развития персонала применимый, скорее, в Америке. Там специалист/руководитель через определенное время должен пройти аттестацию. Его дальнейшая судьба решается в соответствии с итогами тестирования – либо идет на повышение, либо на понижение, либо на перемещение в другой отдел с сохранением должности. Приблизительно карьера «перепутье» выглядит так:

 

Описанная схема построения деловой карьеры считается стандартом для США. Сразу подразумевается регулярная смена работы каждую пятилетку, даже если в данной фирме у сотрудника карьера складывается отлично. В служебный прогноз также входит предполагаемый переезд в другой город, обновление жилья, а иногда даже супруга/супруги. Ну а что – уж если мыслить наперед, так надо доводить все до конца. Американский утилитаризм никто не отменял!

Принцип выстраивания карьерограммы

Так, с теорией разобрались – теперь о том, как составлять. Карьерный план состоит из нескольких частей.

Сначала необходимо привести перечень грядущих рабочих пространств, их же примется осваивать специалист. Желательно указывать, сколько лет займет прохождение того или иного периода.

Во второй части указываем образовательные мероприятия – курсы повышения квалификации, семинары и практикумы, необходимые для достижения каждой цели. Соответственно срокам по каждому этапу.

Третий раздел заполняется кадровиком, если речь идет о составлении карьерограммы на предприятии. Содержит обязательства администрации по поводу карьерного продвижения сотрудника. Сюда относятся гарантии бесплатного корпоративного образования, стажировок, тренингов и семинаров. Другими словами, продвинутые фирмы берут на себя бремя поддержки карьерного роста наемных служащих.

Это, кстати, очень важный момент на заметку работодателям:


Карьерограмма – не блажь эйчара или «понты» работника. Это обоюдный договор, касающийся перспектив развития кадра внутри организации. А от развития персонала, как известно, зависит судьба конторы – тут все в одной лодке.

Пошагово: как составить карьерограмму для себя

Прекрасно, если карьерограммой занимается опытный HR-консультант. Ну да ладно, на первых порах обойдемся без него. Давайте вычислим хотя бы приблизительный вектор вашего профессионального развития. Придется заняться самокопанием. Готовы?

1. Взгляд в прошлое (бывалым)

Сначала начертите схему продвижения по должностям: служебные взлеты (или понижения!) отмечаем на оси Y, на оси Х – год, когда произошло изменение. Надеемся, график не катится по наклонной вниз?

Теперь припомните ошибки и достижения на каждом месте – зафиксируйте в таблице. Отметьте на графике критические точки. Также отметьте зарплаты на каждой позиции.

Определите мотивы каждого продвижения – чем вы руководствовались, какие эмоциональные цели вами двигали, когда к нему стремились?

2. Анализ того, что есть (бывалым и молодым специалистам)

Пронумеруйте багаж знаний, которым располагаете на данный момент: где учились, курсы, тренинги, навыки.

Укажите ваши сильные - слабые стороны. Чтобы вычислить свой «срез» способностей, руководствуйтесь этой таблицей:

Способности

Плюсы, достижения

Недостатки, слабые стороны

Проф. навыки

1)… 2)… 3)…

1)… 2)… 3)…

Потенциал руководителя

 

 

Коммуникативные навыки, эмоциональное поле

 

 

Интеллект, проф. приемы

 

 

 

А теперь опишите цели, какие факторы могут им препятствовать, что нужно использовать, чтобы реализоватьcz – деньги, доп.образование, какие-то специфические технологии. Заносим в таблицу. Пример:

Задачи

Мероприятия

Время

В области развития профессиональной деятельности

1. Записаться на курсы…

2. Поднять уровень английского

3. Отработать навыки…

 

В сфере улучшения благосостояния, увеличения заработка

1. Стремиться к руководящей позиции

2. Открыть свою фирму

3. Развиться, нанять персонал

 

По здоровью, физическому развитию и отдыху

1. Отправиться в путешествие

2. Избавиться от мигреней

3. Записаться на фитнес

 

В семейной жизни

1. Жениться/выйти замуж

2. Воспитать ребенка

3. Купить квартиру/дом/дачу

 

 

Проанализировав, что было и есть, возвращаемся к графику (наши оси X и Y) и достраиваем его штрихами в соответствии с поставленными целями и задачами. Для каждого карьерного перемещения обозначаем примерные зарплаты, на какие рассчитываете выйти в ближайшие годы. Вуаля – ваш карьерный план готов!

А теперь бонус: кадровое агентство «ARES» отобрало занимательный, а главное, один из самых информативных тестов для построения карьерограммы – «Якоря карьеры» Шейна!

Хотите, минуя мистику, заглянуть в свое будущее, тогда вперед: http://psytests.org/result?v=canA1w0slgaidyo

Ирина Толкачева

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.