Во многих организациях бухгалтера считают этаким "серым кардиналом", так как именно он ведает всеми денежными потоками фирмы. И его действия могут как привести к процветанию компании, так и погубить ее. Именно поэтому выбор бухгалтера становится для руководителя одной из самых трудных и ответственных HR-задач. Попробуем разобраться в ее решении!
Широкий профиль или узкие полномочия?
При выборе бухгалтера, как, впрочем, и при поиске любого другого специалиста, необходимо составить его портрет. И чем детальнее и конкретнее он будет, тем проще и быстрее пойдет рекрутинговый процесс. Предварительно продумайте следующие параметры:
- сфера, в которой работает фирма (особенно сложны в финансово-учетном плане банковский, строительный, страховой секторы - в этом случае к поиску бухгалтера требуется особо скрупулезный подход).
- численность сотрудников на предприятии (особенно, если речь идет об узкопрофильном специалисте в отдел расчета оплаты труда)
- степень участия специалиста в делах фирмы (какие сферы будут подлежать его ведению? Будет он значится рядовым сотрудником или входить в руководящий состав, принимая участие в финансовом планировании?)
Бухгалтер зачастую становится одним из первых сотрудников, которых рекрутирует в свой штат молодая, только начинающая свою деятельность фирма. И в таких случаях он выполняет функции и коммерческого директора, и финансового аналитика, и простого кассира. Соответственно, работодателю лучше ориентироваться в поиске на широкопрофильного специалиста, который сможет в одиночку справиться с пока еще упрощенной бухгалтерией. Скорее всего, руководителю развивающегося предприятия будет некогда заниматься обучением молодого финансиста, только закончившего вуз. Советуем делать ставку на специалиста с хорошими практическими знаниями и опытом работы хотя бы в пару-тройку лет. Такой сможет сразу вникнуть в вопросы ведения финансов, решение которых в начинающих компаниях обычно не терпит промедления.
Для крупных компаний, имеющих развитую систему бухгалтерии, составить портрет бухгалтера куда сложнее. Все потому, что в таких организациях структура, ведающая финансовыми вопросами, гораздо более разветвленная, иерархичная, а потому подразумевает несколько видов бухгалтерских должностей. На таких предприятиях обычно пользуются спросом именно узкопрофильные специалисты, досконально разбирающиеся в определенном сегменте бухгалтерии. Соответственно, руководителю, перед тем как пускаться на поиски сотрудника, необходимо ответить на вопрос - а кого именно, зачем и куда ищем?
Структура бухгалтерии и основные функции отделов:
Главбух - царь и бог всего подразделения. В его функции входит организация работы всех секторов бухгалтерии, разработка плана и оценка финансовой деятельности компании, учет активов, контроль своевременных налоговых выплат и формирования отчетностей, финансовое сопровождение крупных сделок с партнерами и контрагентами, обеспечение законности проводимых операций.
Руководители отделов/старшие бухгалтеры - находятся в прямом подчинении у главного бухгалтера. Координируют деятельность вверенного им отела.
Расчетный отдел - осуществляет различные виды расчетов как внутри предприятия, так и с внешними объектами - клиентами, партнерами, государственными службами.
Материальный отдел - ведает учетом ТМЦ компании
Производственный отдел - проводит расчет себестоимости продукции/услуг, вычисление расходов на выпуск товара, учет созданной продукции (в т.ч. хранящейся на складах), а также фиксацию ее реализации.
Кассовый отдел - следит за выполнением кассовых операций и операций по переводу денег на банковские счета.
Отдел учета зарплатных выплат - контроль и оформление окладов сотрудникам, пенсионных, страховых отчислений и пр.
Количество и функционал отделов в разных компаниях может быть свой. Важно одно - подбор бухгалтера должен осуществляться с учетом его места в структуре финансового подразделения, так как набор функций специалиста одного сектора бухгалтерии может кардинально отличаться от задач его коллеги из другого отдела.
Бухгалтер - вот он какой!
Итак, Вы уже поняли, что бухгалтер бухгалтеру рознь - все зависит от специфики компании, степени развития финансовой структуры, функционала конкретного бухгалтерского отдела, куда требуется сотрудник. Создать обобщенный портрет специалиста довольно сложно, и все же мы попробуем нарисовать универсального солдата бухгалтерской службы.
Образование:
С образовательными учреждениями, где выпускают бухгалтеров различных профилей, в России проблем нет. Высоко котируются специалисты, в резюме у которых стоят такие аббревиатуры, как РЭА, МФТИ, СПбПУ, МИФИ, МГУ и МГИМО (куда ж без них?), а также Финансовая Академия при Правительстве России.
Пользуются спросом и бухгалтеры со средним специальным образованием, такие, кстати, обойдутся и подешевле. К тому же среди них могут быть вполне толковые ребята с неплохим опытом, которые дадут форы многим специалистам с "вышкой".
Опыт:
При отборе кандидатов стоит обратить внимание не только на выслугу лет претендента, но и на уровень решаемых им задач. Вряд ли на вакансию бухгалтера-управленца Вам подойдет соискатель, в обязанности которого ранее входило лишь составление простейшей отчетности. В этом случае его не спасет даже многолетний стаж.
Кандидата стоит взять на заметку, если у него есть успешный опыт прохождения различного рода налоговых/аудиторских проверок. И еще один нюанс: при анализе резюме обратите внимание на непрерывность работы кандидата в важные периоды сдачи отчетности в налоговую (март-апрель).
Знания:
В списке умений хорошего бухгалтера должно значиться владение программами "1С: Бухгалтерия", "Банк-клиент", Best, "Контур", "Инфо-бухгалтер", умение работать с системами "Гарант", "Консультант-Плюс", знание ERP-систем MS Axapta, MS Navision, SAP R/3, Oracle. Для тех компаний, которые используют международную систему финансового учета, нужны специалисты, прошедшие обучение по программам ACCA, CAP/CIPA, US GAAP, CIMA, CPA.
Способности и личные качества:
Помимоответственности, пунктуальности и всего прочего, что обычно говорят о себе соискатели, выделим черты, присущие именно бухгалтерам:
- Математический склад ума, аналитические способности;
- Педантизм в работе, внимание к мелочам, внимательность, усидчивость;
- Хорошая память, умение работать в режиме многозадачности;
-Коммуникативные навыки, умение отстаивать свою точку зрения - в частности, при общении с налоговиками и представителями контрольных служб;
- Осторожность, умение продумывать последствия своих действий.
Подешевле или подороже?
Какой оклад предлагать на открытую вакансию - один из самых мучительных вопросов, которым задаются работодатели. Но его непременно нужно продумать наперед, чтобы уже в объявлении о поиске сотрудника указать хотя бы примерную зарплатную вилку. Если говорить о бухгалтере, то при продумывании оклада нужно учесть как квалификацию искомого специалиста, так и возможности самой компании-работодателя.
На рынке бухгалтерских услуг выделяют несколько зарплатных диапазонов, которые, в первую очередь, связаны с категорией специалиста:
Представители первой группы - вариант эконом-класса с зарплатными ожиданиями в 23-27 тыс. рублей (цены указаны, согласно исследованиям кадровых агентств Петербурга). Требования к ним минимальны: знание основ бухучета, понимание налогового законодательства, умение должным образом оформлять финансовые документы. Образование - среднее/неполное высшее, опыт работы - около года.
Хотите сотрудника потолковее - готовьте денежку покрупнее: сотрудник второго эшелона с небольшим опытом обойдется работодателю как минимум в 30 тыс. Сотрудник со стажем от 3 лет будет рассчитывать на оклад от 45 тыс. При этом специалисты второго уровня, конечно, должны владеть рядом специфических бухгалтерских программ, подтверждать свои знания сертификатами о прохождении курсов и профильного обучения по определенным участкам бухучета. Да, и тут уже необходимо высшее образование или мощная база дополнительного образования.
Третья группа - элита бухгалтерии. От такого рода соискателей стоит ожидать опыта работы в крупных компаниях на руководящих должностях. Подобные специалисты должны разбираться не в одном узком направлении бухгалтерии, а понимать все процессы, происходящие в финансовом секторе. Это мастера на все руки со светлыми головами, способные решить любую проблему на любом финансовом участке. Они - серьезные стратеги, сродни коммерческим директорам. Правда, и стоят такие гуру уже от 70 тыс. рублей.
Потребности и возможности фирмы диктуют выбор той ценовой категории, в которой будут вестись поиски нужного специалиста. Однако работодателям стоит иметь в виду, что слишком дешевый бухгалтер может в итоге обойтись компании гораздо дороже элитного профессионала. Уж слишком высока цена ошибок в этом секторе. Кадровое агентство в Петербурге ООО "АРЕС" поможет Вам избежать промахов при поиске "правильного" бухгалтера. Располагая обширной базой соискателей и разносторонним подходом оценке кандидатов, наша рекрутинговая компания сможет оперативно подобрать профессионалов, подходящих именно Вашей организации.