Перевозки 2022: «стоп, машина» или живем?
Рынок труда в России 2022 настолько неоднородный, что оценивать его конъюнктуру позволяют лишь средние показатели.
Обстановка весьма разнонаправлена и географически, и в отраслевом аспекте.
Разные источники поставляют различающиеся данные.
Однако улавливаются общие тенденции: количество вакансий падает, а соискателей – растет.
В конце марта общая картина выглядела следующим образом:
Согласно HH.ru, за первую неделю апреля величина вакансий снизилась на 26,8% сравнительно с периодом 14 – 20 февраля. Наименее «пострадавшие» от ослабления такой активности: Сибирь, Дальний Восток, Северо-Запад России. Основной спад пришелся на столичный регион, Питер и Ленобласть.
Незначительный, но все же прирост рабочих мест, заметен в категориях: добыча сырья, наука и образование, домашний персонал, медицина и фармацевтика.
У Superjob получилась более оптимистичная картина:
О динамике изменения массы резюме расскажут нижеприведенные таблицы Хедхантера:
Добыча сырья и домашний персонал – чуть ли не единственные поприща, где робко сохраняется положительная тенденция для стороны работника: спрос немного увеличивается, а число конкурентов – напротив.
Остановимся подробнее на нише транспортной логистики. Анализ текущей ситуации и осторожно выдвигаемых взглядов на будущее провела наш HR-эксперт в рассматриваемой области – Любовь Пустовалова.
На данный момент мы видим, как разрушается колоссальное число сложившихся цепочек поставок по причинам
Изменения продолжают происходить, и на самые последние из них рынок труда 2022 пока не успел среагировать. Чем обернется запрет на обработку судов под российским флагом в портах Европы или очередной пакет ограничений по импорту угля, неизвестно. По оценкам Алексея Мисаилова, директора по развитию дела «FM Logistic» на нашей территории, грузопоток Большого порта Петербурга и портов Северо-Запада способен сократиться на 70%, что естественным образом скажется на занятости населения.
Логистическим компаниям приходится «переобуваются в воздухе», совершать чудеса аналитики и невиданную массу транзакций с потенциальными партнерами в других регионах для поиска и выработки нестандартных способов и схем провоза.
Например:
Получается, предприниматели чутко отреагировали на события остановкой/сокращением прироста персонала. Сначала доля объявлений резко упала более, чем на треть, а затем перестала ощутимо падать. Это подкрепляет надежду, что существенно меньше вакантных должностей уже не предвидится.
Одновременно сохраняется низкий темп выхода «в поля» новых претендентов, из чего следует:
Допустимо утверждать: замедляется снижение числа вакансий и оживляется рынок.
В 45% фирм ожидаются (объявлены) или стартовали сокращения штата.
В отделениях иностранных логистических бизнесов в РФ они носят масштабный характер (агенты и представительства морских линий, операторы экспресс-доставки, экспедиторские конторы, специализированные подразделения автопрома – здесь кадры отправлены на «простой», подбор заморожен, ожидается «урезание» штата).
В остальных фирмах того же сегмента «затягивание поясов» присутствует (за месяц логисты в три раза чаще стали обращаться за помощью в трудоустройстве), но это выглядит точечным воздействием при остановленном подборе.
Эксперт Л. Пустовалова провела опрос среди представителей 57 транспортно-логистических предприятий различного масштаба и профиля. Эйчар сравнила полученные результаты с исследованием агентства «Antal», в котором приняли участие 302 отечественных фирмы из разных сегментов экономики:
Относительно отсрочки найма данные опросов коррелируют, однако по двум другим пунктам прослеживается существенная разница. Объясняется это тем, что по логистике кризис ударил сильнее других ниш. Мы фиксируем запланированные кадровые высвобождения в 45% упомянутых бизнесов, тогда как анталовский опросник не содержит аналогичных сведений о других сферах.
Центр экономического анализа и прогнозирования отмечает: сроки и сценарии выхода из нынешнего нестабильного положения предсказать крайне проблематично в силу доминирующего влияния внеэкономических факторов. Организация опубликовала два возможных долгосрочных прогноза, что ждет рынок труда 2022 в нашей стране:
К последним строчкам второго столбца возникает вопрос: какие признаки дают авторам основание судить здесь о зоне роста, в то время как мы видим объективные причины снижения?
Сейчас на рынке пауза: обе стороны – наниматели и нанимаемые – выжидают, следят, куда и как развернутся события. Отсюда и немногословные экспертные прогнозы.
Мастер подбора с 15-летним стажем рекомендует выгребать «экскаваторами» с job-досок анкеты специалистов, хлынувших на рынок из компаний-доноров «в копилку».
Логистика не может умереть совсем или «засохнуть» надолго – это «кровеносная система» экономики. Значит, скоро вновь актуализируется потребность в классных опытных знатоках своего дела, как это было буквально пару месяцев назад.
Консультанты сталкиваются с тем, что работники еще тяжелее решаются на смену работодателя, даже если давно это планировали, поскольку опасаются непредсказуемых негативных последствий преобразований существующих условий. Для перевозок это также характерно.
Вывод для собственников и ЛПР: разгоните «черных лебедей» и подкрепляйте эмоциональную стабильность коллектива, потому что:
Насущная информация и полезные лайфхаки – в наших статьях.
Кадровое агентство с командой профи в рекрутинге держат руку на пульсе и остаются надежным «плечом» для своих партнеров, пока рынок труда в России 2022 претерпевает глобальную трансформацию.