Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Рынок труда сегодня в целом и в частности: кто нанимает, а кто увольняет в логистических компаниях

16.04.22

 

Перевозки 2022: «стоп, машина» или живем?

Рынок труда в России 2022 настолько неоднородный, что оценивать его конъюнктуру позволяют лишь средние показатели.

Обстановка весьма разнонаправлена и географически, и в отраслевом аспекте.

Разные источники поставляют различающиеся данные.

Однако улавливаются общие тенденции: количество вакансий падает, а соискателей – растет.

 

В конце марта общая картина выглядела следующим образом:

 

Согласно HH.ru, за первую неделю апреля величина вакансий снизилась на 26,8% сравнительно с периодом 14 – 20 февраля. Наименее «пострадавшие» от ослабления такой активности: Сибирь, Дальний Восток, Северо-Запад России. Основной спад пришелся на столичный регион, Питер и Ленобласть.

Незначительный, но все же прирост рабочих мест, заметен в категориях: добыча сырья, наука и образование, домашний персонал, медицина и фармацевтика.

У Superjob получилась более оптимистичная картина:

О динамике изменения массы резюме расскажут нижеприведенные таблицы Хедхантера:

Добыча сырья и домашний персонал – чуть ли не единственные поприща, где робко сохраняется положительная тенденция для стороны работника: спрос немного увеличивается, а число конкурентов – напротив.

Остановимся подробнее на нише транспортной логистики. Анализ текущей ситуации и осторожно выдвигаемых взглядов на будущее провела наш HR-эксперт в рассматриваемой области – Любовь Пустовалова.

На данный момент мы видим, как разрушается колоссальное число сложившихся цепочек поставок по причинам

  • санкций;
  • ухода/приостановки деятельности ряда морских линий, грузовых авиадоставок;
  • повышенных рисков автодоставок на дорогах некоторых европейских стран (русофобия угрожает безопасности доставляемого груза и самого водителя).

Изменения продолжают происходить, и на самые последние из них рынок труда 2022 пока не успел среагировать. Чем обернется запрет на обработку судов под российским флагом в портах Европы или очередной пакет ограничений по импорту угля, неизвестно. По оценкам Алексея Мисаилова, директора по развитию дела «FM Logistic» на нашей территории, грузопоток Большого порта Петербурга и портов Северо-Запада способен сократиться на 70%, что естественным образом скажется на занятости населения. 

Логистическим компаниям приходится «переобуваются в воздухе», совершать чудеса аналитики и невиданную массу транзакций с потенциальными партнерами в других регионах для поиска и выработки нестандартных способов и схем провоза.

Например:

  • невозможность долететь до России компенсируется включением в маршрут авиадоставки «автомобильного «плеча»»: самолет подвозит груз до ближайшего к границе с РФ зарубежного аэропорта, а оттуда цепочку «перехватывает» автомобиль;
  • разрабатываются альтернативные пути снабжения в Азию через Каспийское море.

 

Получается, предприниматели чутко отреагировали на события остановкой/сокращением прироста персонала. Сначала доля объявлений резко упала более, чем на треть, а затем перестала ощутимо падать. Это подкрепляет надежду, что существенно меньше вакантных должностей уже не предвидится.

Одновременно сохраняется низкий темп выхода «в поля» новых претендентов, из чего следует:

  • они предпочитают держаться за фактически имеющееся;
  • фон в отрасли в целом «тревожный» (ищущие работу не находят ее; притока новоиспеченных кандидатов нет – вероятно, «выброшенные» на рынок экс-сотрудники имеют выходное пособие и не заинтересованы в активном поиске).

 

Допустимо утверждать: замедляется снижение числа вакансий и оживляется рынок.

В 45% фирм ожидаются (объявлены) или стартовали сокращения штата.

В отделениях иностранных логистических бизнесов в РФ они носят масштабный характер (агенты и представительства морских линий, операторы экспресс-доставки, экспедиторские конторы, специализированные подразделения автопрома – здесь кадры отправлены на «простой», подбор заморожен, ожидается «урезание» штата).

В остальных фирмах того же сегмента «затягивание поясов» присутствует (за месяц логисты в три раза чаще стали обращаться за помощью в трудоустройстве), но это выглядит точечным воздействием при остановленном подборе.

Эксперт Л. Пустовалова провела опрос среди представителей 57 транспортно-логистических предприятий различного масштаба и профиля. Эйчар сравнила полученные результаты с исследованием агентства «Antal», в котором приняли участие 302 отечественных фирмы из разных сегментов экономики:

 

Относительно отсрочки найма данные опросов коррелируют, однако по двум другим пунктам прослеживается существенная разница. Объясняется это тем, что по логистике кризис ударил сильнее других ниш. Мы фиксируем запланированные кадровые высвобождения в 45% упомянутых бизнесов, тогда как анталовский опросник не содержит аналогичных сведений о других сферах.

Центр экономического анализа и прогнозирования отмечает: сроки и сценарии выхода из нынешнего нестабильного положения предсказать крайне проблематично в силу доминирующего влияния внеэкономических факторов. Организация опубликовала два возможных долгосрочных прогноза, что ждет рынок труда 2022 в нашей стране:

  1. Уровень безработицы на отметке в 6,5% ближайшие несколько лет.
  2. Рост безработицы до 7,1-7,8% к декабрю текущего года (приблизительно 2 млн безработных), а затем достаточно быстрое (до 2023 включительно) восстановление рынка. В пользу траектории быстрой адаптации говорит поведение заграничных холдингов в отношении производственно-торговой деятельности (они объявили простой и по-прежнему выплачивают зарплаты, что свидетельствует об их заинтересованности сохранить занятые позиции), появление долгосрочных стимулов еще на ранней стадии кризиса для реализации проектов импортозамещения с последующим формированием новых рабочих мест.

 

К последним строчкам второго столбца возникает вопрос: какие признаки дают авторам основание судить здесь о зоне роста, в то время как мы видим объективные причины снижения?

 

 

 

Сейчас на рынке пауза: обе стороны – наниматели и нанимаемые – выжидают, следят, куда и как развернутся события. Отсюда и немногословные экспертные прогнозы.

 

  • Работные сайты подорожают.
  • Изменятся каналы сорсинга в соцсетях ввиду «перетекания» целевых аудиторий с одних платформ на другие, появления альтернативных площадок взамен «уходящим в тень» прежним «коллегам». TenChat активно наращивает поклонников среди заинтересованных в деловых связях.
  • Рынок труда 2022 в целом ждет профицит, отрасли с огромным дефицитом познают просто дефицит. Ценные кадры останутся в «насиженных гнездах». Количество откликов увеличится, перспектива отыскать нужных осложнится низкой конверсией.
  • Вернется существенный процент айтишников, совершивших релокацию, ввиду русофобии, чуждой среды для наших ребят в иностранных корпорациях, сложностей с платежными системами. Вакансий в пространстве инфотехнологий сейчас становится меньше, а CV прибавляются. Обстоятельства меняются – руководителям не требуется бить тревогу по поводу удержания штата. 
  • Вырастет спрос на сервисы психотерапии и эмоциональной поддержки, их начнут нанимать в офисы для адаптации коллективов к складывающимся непривычным условиям.

 

Мастер подбора с 15-летним стажем рекомендует выгребать «экскаваторами» с job-досок анкеты специалистов, хлынувших на рынок из компаний-доноров «в копилку».

Логистика не может умереть совсем или «засохнуть» надолго – это «кровеносная система» экономики. Значит, скоро вновь актуализируется потребность в классных опытных знатоках своего дела, как это было буквально пару месяцев назад.

Консультанты сталкиваются с тем, что работники еще тяжелее решаются на смену работодателя, даже если давно это планировали, поскольку опасаются непредсказуемых негативных последствий преобразований существующих условий. Для перевозок это также характерно.

Вывод для собственников и ЛПР: разгоните «черных лебедей» и подкрепляйте эмоциональную стабильность коллектива, потому что:

  • имеющиеся сотрудники не покинут вас – направьте сэкономленные деньги на их удержание;
  • потенциальные человеческие ресурсы придут;
  • адаптивность структуры к переменам демонстрирует устойчивость предприятия и вселяет уверенность в сердца ценных кадров, когда вокруг «вот это вот все».

Насущная информация и полезные лайфхаки – в наших статьях

Кадровое агентство с командой профи в рекрутинге держат руку на пульсе и остаются надежным «плечом» для своих партнеров, пока рынок труда в России   2022 претерпевает глобальную трансформацию.

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.