Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Позвони мне, позвони!

27.03.15

Рекрутеров призовут к ответу

«Спасибо, мы Вам перезвоним», - коронная фраза из разговорника рекрутера, именно ею принято завершать собеседование с соискателем. Этот набор слов для многих кадровиков давно потерял первоначальный смысл и стал заменой обычному «До свидания». Не произнести эту мантру нельзя – так уж повелось испокон веков и не следует гневить HR-богов отступлением от традиций. Вот только соискатели все никак не могут смириться с тем, что обещание эйчара перезвонить - в большинстве случаев не более чем исполнение ритуала. На деле далеко не всегда рекрутеры сообщают соискателям о том, что те не подошли на вакантную должность. Жалобы кандидатов на безответственность специалистов по подбору персонала дошли до самых верхов, и вот уже депутаты разрабатывают законопроект, который позволит устранить сбои в обратной связи «рекрутер - соискатель».

 

На помощь кандидатам, уставшим от молчания рекрутеров, пришел депутат ЛДПР Дмитрий Савельев. Он предложил внести поправку в Трудовой кодекс (ТК), которая обязала бы работодателей в течение семи дней в письменной форме сообщать соискателям о причинах отказа в приеме на работу. Правительство идею нововведения одобрило, осталось дождаться окончательного вердикта Госдумы. Соискатели ликуют: кадровиков заставят не только давать конкретный ответ «подошел-не подошел», но еще и аргументировать решение – о таком даже мечтать не приходилось!

Но вот эйчары по понятным причинам приуныли: это ж надо не только подобрать слова, чтобы деликатно отказать в работе претенденту на должность, но и не спровоцировать ненароком судебный процесс. При объяснении соискателю причин отказа необходимо ссылаться исключительно на его деловые качества, так как по статье 3 ТК РФ никакие другие обстоятельства не являются законным аргументом для отказа в принятии на работу. Но, что делать, к примеру, если человек по всем требуемым вакансией параметрам, подходит, а вот по личностной характеристике не очень (нет лидерских качеств, не очень стрессоустойчивый или слишком вспыльчивый) – как отказать такому и при этом не нарваться на обвинение в какой-нибудь дискриминации? Кроме того, специалистов по подбору кадров интересует еще один немаловажный нюанс: их обяжут аргументировано отвечать всем соискателям, приславшим резюме, или только тем, кто дошел до собеседования? И если придется давать развернутый ответ по каждому обращению (а их бывает по нескольку сотен на вакансию), то как справиться с катастрофической нехваткой времени? В общем, вопросов по новому законопроекту пока больше, чем ответов – остается терпеливо ждать конкретики.

В принципе, сами соискатели признаются, что им не всегда так уж важны объяснения причин отказа – хватило бы односложного, но четкого и конкретного ответа. Пусть он будет совсем коротким, без каких-либо пояснений – это все равно лучше, чем неопределенность. Претензий кандидатов в адрес рекрутеров на самом деле не так уж и много, и все они, как выяснилось, разрешимы. Сергей Лопаткин, директор петербургского кадрового агентства «АРЕС», прокомментировал самые частые жалобы соискателей:

«Ужасно раздражает то подвешенное состояние, в котором я нахожусь после обращения по какой-либо вакансии. Мне хватило бы и трех слов от работодателя, у которого я собеседовалась, – мол, извините, но нет. Звонок или письмо с ответом по итогам интервью отнимет у кадровика не так уж много времени и сил. А соискатель зато будет понимать, что нет смысла надеяться на эту вакансию и спокойно приступит к дальнейшим поискам»

Комментарий специалиста: Вопрос в том, дошли Вы до собеседования или ждете ответа уже на этапе отсылки резюме. Если кандидат побывал на интервью, то рекрутер должен ответить ему обязательно! Не нужно раздавать пустых обещаний – это я уже обращаюсь к своим коллегам. Если интервьюер не уверен, что сможет найти время на обратную связь, он должен к ключевой фразе «мы Вам перезвоним» хотя бы добавить концовочку «в случае положительного результата». Таким образом он деликатно снимает ответственность за свое молчание. И в этой ситуации претенденту на должность важно внести ясность, конкретизировав сроки принятия решения. Если в течение этого времени соискатель не дождался заветного звонка, это автоматически означает отказ. Но вообще грамотные рекрутеры, уважающие этику своей профессии, своего заказчика и своих кандидатов, обычно всегда отзваниваются соискателям по итогам собеседования. Также обратная связь необходима, если кандидата просили выполнить какое-либо тестовое задание. Даже если оно было с треском провалено, нужно отписаться, уведомить человека о результатах и поблагодарить за потраченные усилия.

«Почему рекрутеры оставляют без ответа присланное резюме? Непонятно – получил кадровик мой CV или нет, ждать приглашения на собеседование или не ждать… Наверняка ведь существуют системы автоматизированной рассылки ответов-отказов – почему бы рекрутерам не взять это на вооружение?»

Комментарий специалиста: Шаблоны отказных писем есть – например, на том же Headhunter, где сотрудники моего агентства анонсируют вакансии. Это действительно очень удобно: отказ одним кликом. Однако нужно учитывать, что рекрутер ведет до 15 вакансий одновременно, на каждую позицию приходит от 100 до 600 резюме в день, по большей части не имеющих к ней никакого отношения. Помимо фильтрации этого вороха резюме специалисту по подбору нужно искать подходящих кандидатур самому, потому как на одних откликах вакансию не закроешь. В общем, несмотря на все удобство использования шаблонов, рекрутеры в силу загруженности не всегда успевают ими воспользоваться. Впрочем, хочу подсказать соискателям: если нет от нас приглашения в течение трех-пяти дней, это в большинстве случаев уже означает отказ по резюме.

«Если после собеседования звонка от рекрутера так и не поступило, могу ли я сам позвонить и прояснить ситуацию? Не будет ли это воспринято кадровиком негативно - как излишняя наглость и настойчивость?»

Комментарий специалиста: Нормально, когда человек звонит и интересуется, какое решение вынесено по его кандидатуре. Тут надо понимать, что мы, рекрутеры, в первую очередь, взаимодействуем с работодателем-заказчиком, и не всегда нужную информацию от клиента получаем вовремя. К сожалению, не все зависит от нас, и иногда случаюсь проволочки, связанные с человеческим фактором, но, как правило, если уж мы отправили кандидата на собеседование к работодателю, то даем контактный телефон того, кто непосредственно в компании проводит собеседования: менеджера по персоналу, начальника отдела продаж или даже самого директора. Так что соискатели, проходящие через КА «Арес», снабжены всеми нужными каналами для получения информации. В общем, не бойтесь звонить, чтобы прояснить свою судьбу. Единственное, очень прошу подготовиться перед тем, как набрать номер кадровика: вспомните точное название компании, дату прохождения собеседования, имя-фамилию человека, проводившего интервью… Да хотя бы название должности, на которую Вы пробуетесь! Очень неловко, когда в ответ на вопрос «а на какую именно вакансию Вы претендуете?» соискатель начинает припоминать: «Ну, это… менеджер чего-то там…». Ясное дело, разговор в таком ключе значительно снизит Ваши шансы на трудоустройство в данной компании.

Рекрутеры и соискатели постепенно учатся мирно сосуществовать на рынке труда. Культура подбора персонала в последние годы значительно возросла, хотя, конечно, некоторое недопонимание между сторонами остается. Вопрос в том, так ли уж необходимо законодательно обязывать рекрутеров давать развернутый ответ всем и каждому? Не приведет ли это к обострению недопонимания между участниками рынка труда? Отказные письма с подробным объяснением причин будут раздражать и кадровиков, которым придется изыскивать на них время в ущерб качеству закрытия вакансии, и самих соискателей, которые вряд ли будут получать удовольствие от очередного письменного перечисления их недостатков. По сути, просьба кандидата в адрес кадровика/рекрутера лишь одна: ну хоть двумя-тремя словами, ну хоть шаблонной фразой, но ответьте! В свою очередь, хантеры просят соискателей быть поактивнее, не бояться конкретизировать форму обратной связи по окончании собеседования, не гнушаться позвонить самим, если вакансия действительно «зацепила». Специалистам по подбору персонала и претендентам на трудоустройство пора пересмотреть свое взаимодействие, переведя его из необоснованной неприязни и соперничества в сотрудничество – глядишь, и надобность в жестком урегулировании обратной связи на законодательном уровне отпадет.

Рекрутинговое агентство в СПб ООО "АРЕС", Толкачева Ирина

ссылка на www.ares.com.ru обязательна 

 

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.