Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Работа в свободном полете

17.02.14

Досье:

Имя: Ирина Романовская
Образование: Новосибирский архитектурно-строительный университет.
Деятельность: живописец, график, основатель собственного Центра искусств, организатор творческих благотворительных акций для детей.
Выезды заграницу: неоднократные – в рамках стажировок и выставочных проектов.

Личная жизнь: не замужем, есть сын.
Дополнительные сведения: доброжелательна, умна, трудолюбива. Очень привлекательна.

Свобода как необходимость: Ирина Романовская о работе художника

К художникам не принято приставать с разговорами по таким темам, как деньги, доход, трудоустройство.

 

Считается, что люди искусства далеки от меркантильных вопросов, и масло для них – вовсе не ингредиент бутерброда, а, в первую очередь, краска для создания картины. Но правда жизни такова, что одним вдохновением сыт не будешь, так что творческим личностям волей не волей приходится задумываться о заработке. О том, чем живут творцы прекрасного в современной России, мы поговорили с известной петербургской художницей Ириной Романовской. Сухого разговора о прибыли не получилось, но на то ведь она и человек искусства! Итак, немного о деньгах, развитии карьеры и много-много о творчестве…

 Ирина, Вы учились на архитектора – трудоустройство в этой сфере Вас не привлекло изначально? Или все же удалось поработать по специальности?

Для меня всегда очень многое значила свобода, и потому фриланс – именно то, что мне нужно. Выйдя из стен альма-матер, я поняла, что хочу работать только на себя. Меня с детства влекло к карандашам и краскам, однако сразу по окончании вуза с головой уйти в мир искусства я не решилась – открыла свое небольшое дело. Бизнес отнимал довольно много времени, и, увы, на тот момент в полную силу заниматься творчеством у меня не получалось, хотя, конечно, очень тянуло. Сейчас у меня такая возможность есть, и я пытаюсь в полной мере реализовать свои задумки в любимом деле.

В фрилансе в плане оплаты труда все довольно зыбко – как говорится, как потопаешь, так и полопаешь. Не страшно было отправляться в свободное плавание, не имея под ногами твердой почвы в виде фиксированного заработка?

Не буду лукавить – еще как страшно! Работа «сам себе хозяин» только со стороны кажется легкой, но на самом деле это огромная ответственность. Ты один, и ты полностью зависишь от результата собственного труда. Но риск, как известно, дело благородное, к тому же для меня куда страшнее будильники и начальники – уж такой у меня характер. Вообще, успешный фрилансер должен руководствоваться принципом из «Алисы в зазеркалье» Льюиса Кэрролла: чтобы стоять на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы очутиться в другом месте, нужно бежать в два раза быстрее.

Если говорить о фрилансе именно в творчестве, то, наверное, многие свободные художники со мной согласятся: существовать исключительно за счет средств, получаемых с продажи своих работ, не так-то просто, особенно в начале творческого пути. Но по-другому никак: настоящему мастеру от фриланса никуда не деться, ведь ему нужна свобода и полное отсутствие ограничений в своих замыслах. Шедевры не создаются по требованию, а пик созидательной деятельности совсем необязательно должен приходиться на стандартный восьмичасовой рабочий день. И в этом плане свобода для художника – не прихоть, не эфемерный стереотип, а необходимое условие труда. Для меня уверенность в своей творческой свободе всегда стоит в приоритете.

Сейчас Вы уверены в своем завтрашнем дне в плане финансовой стабильности? Вообще, каковы источники дохода свободного художника?

Да, я с уверенностью смотрю в будущее. Сейчас мне удалось выйти на тот уровень, когда картины начали интересовать зрителя и неплохо продаваться. Но хочу заметить, на заказ я не работаю, за исключением тех случаев, когда мне самой заданная тема интересна. Просто, возвращаясь к понятию творческой свободы, подобная работа всегда подразумевает какие-то рамки, ограничения, необходимость соответствия требованиям клиента. Поэтому мои покупатели ориентируются на тот ассортимент, что у меня уже есть в наличии. Но для того, чтобы продажи пошли, необходимо приложить титанические усилия, чтобы зарекомендовать себя, сделать себе имя.

И у Вас это получилось – насколько я знаю, Вашу работу присмотрели в качестве иллюстрации обложки книги одной иностранной писательницы…

Мне неожиданно пришло письмо из Украины, в котором говорилось, что мою картину «Красные бусы» хотят поместить на обложку автобиографической повести «Рассказ для друга» польской писательницы Галины Посвятовской. Это гениальная поэтесса, одна из самых читаемых в Польше, человек со сложной, трагической судьбой. Меня потрясла ее биография, и, конечно, я согласилась, чтобы «Красные бусы» была использована в оформлении.

Ирина, расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте проведения зарубежных выставок. Отличается ли на западе отношение к искусству и, в частности, к  художникам?

Мне удалось как поучаствовать в групповых выставках, так и продемонстрировать свои персональные экспозиции в Финляндии, Швейцарии, Франции и даже в Бразилии. Сейчас готовлю выставку в Германии. Отличия во взглядах и отношении к изобразительному искусству, конечно, есть. В первую очередь, на западе намного больше внимания уделяют современным направлениям – нонконформизму, авангарду, которые у нас не настолько популярны. А во-вторых, там крепко держатся за своих художников, уделяя основное внимание их продвижению. Нашему брату за границей приходится тяжело, но не потому, что к русским художникам там пренебрежительно относятся – просто местные мастера у них в приоритете. У нас в России, к сожалению, этого нет: мы с распростертыми объятиями принимаем иностранцев, с открытыми ртами разглядываем их картины, а при этом свои, ничуть не менее мастеровитые художники остаются где-то в тени.

 

 

Почему же так происходит? Неужели и в мире искусства дает о себе знать стереотип «иностранное – значит лучшее»?

Во всем мире современное искусство имеет поддержку с двух направлений - оно ангажировано как государством, так и частным сектором. У нас в этом плане все гораздо печальнее: благородное меценатство давно кануло в лету, а власти не считают нужным хоть как-то поддерживать российских художников. Но что самое обидное, от искусства отворачивается все общество в целом, разменивая интеллектуальный продукт на низкий, дешевый ширпотреб. Сейчас восприимчивость людей притупилась, их могут расшевелить лишь такие грубые раздражители, как эпатаж, эротика, скандал, а до сравнительно скромного, ненавязчивого ИЗО никому и дела нет.

Вот и выходит так, что российский арт-рынок очень слаб и не сформирован, а современный русский художник остался сам по себе, никому не нужный и никем не защищенный.

Я знаю, что Вы на личном опыте испытали эту самую незащищенность, когда лишились одной из своих картин, выставленных в центре «Невский Атриум». Чем в итоге закончилась эта история?

Это, к сожалению, не первый случай, когда у меня пропадают картины. Увы, данная ситуация никак не разрешилась – картина просто пропала. Есть большая вероятность, что она была похищена, потому как через некоторое время мне позвонили какие-то личности и стали требовать за мою же работу выкуп. Уж не знаю, воры это были, или просто мошенники, которые воспользовались информацией о пропаже.

К самом центру я не могу предъявить какие-либо претензии, потому как все эти документы, которые оформляют художники с принимающей стороной, – не более чем «филькина грамота», не имеющая никакой юридической силы. Ну, и сейчас наученная горьким опытом я отношу свои картины только в проверенные места – в частности, в фонд Шемякина, с которым давно и плодотворно сотрудничаю.

 

 

В таких мрачных условиях начинать карьеру художника тем более страшно, не находите? Если даже гуру ИЗО испытывают трудности, что уж говорить о новичках…

 

Не хотела сгущать краски, но раз проблемы есть – о них нужно говорить. Впрочем, положительные сдвиги уже есть, и я надеюсь, с каждым поколением художников ситуация будет улучшаться. Что касается новичков, то им я посоветую побольше активности. Природа всех людей наделила определенными способностями, потенциалом, но на этом, собственно, ее миссия заканчивается. Дальнейшее развитие таланта – дело уже самого человека. Успешными и признанными мастерами становятся не те, кому было все дано от рождения, а те, кто сумел преодолеть массу трудностей, воспитать свой характер, найти свой путь. Начинающим художникам приходится несладко – как в финансовом плане, так и морально. Зачастую новички вынуждены изыскивать дополнительные источники дохода, «воруя» таким образом ценное время у  своей творческой деятельности. А помимо написания картин и заботе о пропитании необходимо еще постоянно общаться с коллегами, обмениваться опытом, следить за творчеством других художников и, конечно, как можно больше участвовать в различных выставочных проектах. Не стоит пренебрегать и средствами современных коммуникаций – сайтами, соцсетями, форумами, которые на первых порах позволят хоть где-то заявить о себе и завести полезные знакомства. В нашей сфере работает все та же старая-добрая проверенная схема: сначала работаем на имя, затем имя работает на нас. Но и добившись успеха, нельзя останавливаться. Стоит только допустить опасную мысль «О, да я гений! Я все знаю!», и это конец, тупик.

Основанный Вами Центр искусств – это попытка хоть что-то изменить? Расскажите о нем – какова его идея, миссия?

Это общество нигде официально не зарегистрировано – просто союз творческих людей, которые со мной участвуют в организации выставок и различных благотворительных акций. В частности, я регулярно провожу занятия с детьми, пытаясь развить у подрастающего поколения интерес к искусству, приобщить их к творческому процессу. Ребята с удовольствием посещают мастер-классы  по монотипии, так как этот вид изобразительного искусства прост по технике исполнения, а значит, доступен каждому. При этом монотипия отлично развивает воображение и даже является средством от депрессии. Ну а сейчас у меня грандиозная задумка – организовать на базе Центра Международный фестиваль. По срокам пока не определились, но подготовка уже началась. Как только мы найдем достаточное количество интересных работ, в том числе и из-за рубежа, то запустим этот проект. На данный момент для основной массы людей искусство, увы, не представляет должного интереса. И мне кажется, подобные мероприятия пусть малыми крохами, но вносят свой вклад в изменение общественного сознания.

Люди искусства довольно часто оперируют такими понятиями, как вдохновение или творческий кризис. Где вы черпаете первое и как защищаетесь от второго?

На самом деле, вдохновения не стоит ждать, его нужно искать самому. Те, кто сидит, сложа руки, в ожидании какого-то озарения, чаще всего и страдают от творческих кризисов. Поиск впечатлений, эмоций, ощущений – процесс, в котором художник должен находиться постоянно. Иногда я просто сажусь и начинаю писать, и вдохновение тут как тут - как говорится, аппетит приходит во время еды. Передача на холст, работа с цветами, с композицией – это затягивает, уносит в другую реальность. Причем бывает так, что изначально в голове держишь одну задумку, а на деле выходит совсем другое. Но сопротивляться такой «перезагрузке» не стоит – пусть картина сама ведет. Сюжеты иногда приходят даже посреди ночи – именно так я увидела своих «Минотавров», которых затем написала для выставки «Монстры. Мифологические персонажи», инициированной фондом Шемякина.

Вдохновение я также ищу и в шедеврах великих мастеров, особенно сильное впечатление производят картины Матисса и Моранди. Смотришь на их творения, и тут же хочется взять кисть и начать писать. От застоев в работе меня также спасает разнообразие моих творческих интересов: живопись, графика, монотипия, люминография, фотография. Когда не идет одно, обязательно будет подъем в чем-то другом, и такая смена деятельности спасает от усталости.

 

 Ваши работы находят отклик у аудитории? У Вашего творчества много поклонников?

Мои картины кому-то нравятся, кому-то не очень – это дело вкуса. Для меня важно лишь, чтобы не было равнодушия, которое гораздо страшнее негативных отзывов. Мне приходит много писем с комментариями и благодарностями, и я с удовольствием поддерживаю обратную связь с аудиторией. Кстати, очень интересно узнать, как поняли зрители ту или иную картину: иногда получаются такие необычные трактовки, что только диву даешься! Впечатления зрителей от увиденного могут совершенно не совпадать с моей задумкой, но я никогда не разубеждаю и не навязываю свое понимание. Зачем? Каждый человек чувствует, видит и воспринимает искусство по-своему, и это прекрасно. Все эти отзывы, необычные, индивидуальные трактовки моих работ очень радуют, ведь это значит, что я не только для себя пишу – другие тоже находят в моих работах что-то свое, глубоко личное, и мне всегда интересно это узнать.

http://irinaromanovskaya.blogspot.ru/

 http://vk.com/irenromanovskaya

Кадровое агентство в СПб ООО "АРЕС", Ирина Толкачева

ссылка на www.ares.com.ru обязательна

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.