Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Всех эйчаров под одну гребенку, или чего ждать от профстандартов?

23.11.15

 

"Стандартный" переполох: главное - соответствовать!

С 2015 года Госдума принялась активно утверждать профстандарты для специалистов различных отраслей - таковые введены уже для более 200 профессий. Новшество наделало немалой шумихи среди работодателей и кадровиков.

Последним, надо отметить, досталось вдвойне: мало того, что теперь надо изучать перечни требований к сотрудникам различных профилей, обновлять систему аттестации и оценки эффективности персонала, так еще необходимо и самим соответствовать определенному HR-стандарту.

 

 

С 1 ноября вступил в силу профессиональный стандарт для специалистов по управлению персоналом. В принципе, все по справедливости: те, кто занимается подбором и оценкой персонала, в первую очередь должны сами доказать свое соответствие столь высоким полномочиям. С профильным образованием в сфере HR действительно туго, а потому среди кадровиков можно встретить кого угодно - от психологов до слесарей первого разряда. До последнего времени набирать кадровиков приходилось как-то "на глазок", по интуиции, так как определенных, четко прописанных стандартов и должностных инструкций для специалистов HR просто не было.

Теперь все будет по-другому. Минтруда решил навести порядок в HR-секторе и состряпал вполне вразумительный документ, в котором прописаны цель деятельности специалиста по кадровым вопросам, перечень трудовых функций, их характеристика, необходимое образование для их выполнения, а также уровни квалификации и опыт.

Как видим, работа в сфере HR требует достаточно серьезной подготовки, о чем свидетельствуют высокие уровни квалификации кадровиков: самый низкий из них - пятый - присущ лишь тем специалистам, которые занимаются бумажной работой. Остальным нужно дотягивать до 6-7 уровней, которые предполагают высшее образование и регулярное прохождение программ переподготовки и повышения квалификации, а также определенный практический опыт.

Вообще, профстандарты сейчас самая обсуждаемая тема на рынке труда. Нововведение тут же породило множество страшных "пугалок" - мол, и штрафовать будут всех и вся поголовно, и увольнять повально тех, кто не подходит по установленным законодательством критериям. Сотрудники кадровой компании "Арес" попытались разобраться в ситуации и спешат дать ответы на самые животрепещущие вопросы:

Обязательно ли применение профстандартов или это лишь рекомендация со стороны Минтруда?

Введение профстандартов - не рекомендательная мера, а обязательная. Она коснется всех работодателей вне зависимости от форм собственности. Государственные предприятия столкнуться с этим нововведением раньше, чем частники - уже с 1 января 2016 года. Впрочем, коммерческим компаниям тоже не стоит расслабляться: им придется применять профстандарты, по крайней мере, для тех специальностей, по которым есть законодательно утвержденные льготы, компенсации, ограничения или в случае присвоения работнику определенного тарифного разряда.

Как и кто будет оценивать специалистов по их соответствию стандартам?

Процедуры сертификации специалистов различных сфер деятельности пока еще активно разрабатываются. По ряду направлений уже созданы специализированные аттестационные центры, куда работодатель может направить своего сотрудника. Эксперты, вооруженные оценочными инструментами определят, насколько специалист соответствует присущему его должности стандарту. Данная сертификация может проводиться как по всему перечню трудовых функций, так и по одной-двум, самым актуальным для его деятельности.

Если экспертной комиссии по нужной специализации пока не создано, работодатель вправе своими силами провести оценку уровня подготовки его работника, руководствуясь требованиями профстандарта. Разумеется, это очень непростая задача, так как она сопряжена со множеством вопросов: кто именно в компании будет уполномочен проводить такую оценку? Какие инструменты - тесты, кейсы, интервью - применять в этом деле? Как оценивать выполненные задания? Конкретных ответов пока никто не дает и, похоже, искать их братия работодателей будет методом собственных проб и ошибок.

Впрочем, подготовку к принятию нововведений можно и нужно проводить уже сейчас. Во-первых, руководителям необходимо внимательно изучить профстандарты по каждой специализации, применимой в его компании. Во-вторых, скорректировать согласно этим перечням требований систему оценки своего персонала, обучающие программы, привести в соответствие должностные инструкции и названия самих должностей, преобразовать рекрутинговые процессы.

Что делать с теми сотрудниками, которые не дотягивают до прописанных стандартов?

Основной переполох вызвал как раз этот вопрос - все чаще в связи с ним стало звучать страшное слово "увольнение". Однако несоответствие стандарту вовсе не является для сотрудника прямым указанием на дверь. Выявив в ходе аттестации сотрудника пробелы в его знаниях и умениях, работодатель должен вместе со специалистом обсудить варианты устранения этих проблем. Благо, сейчас возможностей для получения дополнительного образования и повышения квалификации великое множество.

Увольнение как крайнюю меру можно применять лишь в том случае, если работник отказывается выполнять прописанные в профстандарте функции или не хочет проходить надлежащее ему обучение. Но даже от таких явных ленивцев-бунтарей избавиться будет не так-то просто - необходимо будет "прогнать" нерадивого сотрудника через экспертную комиссию, которая и вынесет окончательный вердикт.

Ирина Толкачева, кадровое агентство по подбору персонала в СПб ООО "АРЕС"

ссылка на www.ares.com.ru обязательна

 

 

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.