О чем должен мечтать Ваш сотрудник?
При подборе персонала важно оценить не только профессиональные навыки кандидата, но и его мотивацию. Казалось бы, цели и желания соискателя – это сугубо его личное дело, однако рекрутеры считают иначе.
В практике многих эйчаров наверняка бывали случаи, когда подающий надежды кандидат не выдерживал испытательного срока и сбегал – приходилось искать ему замену. В большинстве случаев причиной такого поворота событий является неправильный анализ мотивации сотрудника. В итоге специалист вдруг обнаруживает, что его цели и желания не могут быть осуществлены на новом месте работы. И далеко не всегда вопрос упирается в деньги: большая зарплата и премии – вовсе не залог «приживаемости» специалиста на новом месте.
Что нужно знать о мотивах
Существует множество систем и методик, формирующих мотивы кандидатов по определенным категориям. Одна из самых известных – пирамида потребностей А. Маслоу.
Сейчас чаще всего рекрутеры применяют осовремененную карту мотивации, которая состоит из следующих блоков:
Мотиваторы |
Слагаемые |
Защищенность |
Уверенность (надежная стабильно работающая компания, утвердившаяся на рынке); законность (белая зарплата, нормированный раб. график, отпуска, выходные); удобство (комфортные условия труда, близость от дома и т.п.) |
Развитие |
Возможность обучения, профессионального и карьерного роста; Стремление к новому, азарт, дух соперничества, здоровая конкуренция; Креативность, активность |
Принадлежность |
Социализация, контакт с коллегами, дружный коллектив, мудрый руководитель, доверие |
Власть |
Стремление завоевать уважение, славу и почет; Стремление добиться карьеры, статуса, престижа; Желание оказывать влияние |
Материальные факторы www.ares.com.ru |
Достойная зарплата, возможность ее роста Премиальные вознаграждения Корпоративные скидки и бонусы |
Возможно, критерии определения мотивационного портфеля могут носить разные названия и по-разному систематизироваться – у каждого эйчара свой подход к этому вопросу. Однако общие правила работы с мотивацией персонала таковы:
Методы определения мотивации соискателя
Выявить систему мотивации кандидата можно различными методами: некоторые применяют интервью по компетенциям, CASE-интервью (ситуацинное интервью), структурированное, неструктурированное интервью. Впрочем, какая бы технология ни была использована, анализ мотивирующих факторов должен быть всесторонним и проводится в несколько этапов.
1. Какими тремя критериями руководствуется соискатель при выборе работодателя?
Отвечая на этот вопрос, кандидат должен расположить факторы по степени важности, например:
Стабильность компании (потребность в безопасности)
Возможность обучения (потребность в развитии)
Зарплата (материальные блага)
- Другое
2. Причины, по которым претендент покидал прежние места работы:
3. Кем соискатель видит себя через … года?
Один из любимых вопросов кадровиков, и это не случайно, так как при ответе на него отлично проявляется система ценностей кандидата. Ответы точно так же характеризуем с точки зрения потребностей: работать на той же позиции (потребность в безопасности), стать экспертом в своей области (потребность в развитии), открыть свой бизнес (потребность к самоуактуализации) и т.п.
4. Каковы жизненные приоритеты претендента на должность (по важности)?
Внимание! Этот вопрос с подвохом: по результатам исследований его «проваливают» 37% кандидатов, а все потому, что забывают упомянуть о работе. Наиболее распространенные ответы:
- Семья и друзья (потребность в принадлежности)
- Доход (материальные блага)
- Саморазвитие (потребность к развитию)
-Хобби (потребность в отдыхе и удовольствии)
- Здоровье (потребность в безопасности)
Все прекрасно, но если в этом списке нет слова «Работа», рекрутер должен насторожиться. Опять же по статистике, 38% кандидатов, не вносящих в свой список приоритетов работу, получали плохие отзывы от работодателей-заказчиков.
Обработка данных
Проведение подобных опросов позволяет определить мотивационный тип сотрудника, факторы, которые влияют на его продуктивность, способы повышения его лояльности, а также предпосылки снижения интереса к выполняемому функционалу. Ответы соискателей скрупулезно фиксируются и затем обрабатываются с целью выявить основные мотивы, которые движут человеком при осуществлении рабочей деятельности. Далее результаты анализа сопоставляются с теми ценностями, что работодатель реально может дать сотруднику.
Конечно, приведенный здесь в пример опросник несколько примитивен и поверхностен – профессионалы, проводящие подбор персонала, используют гораздо более изощренные схемы оценки мотивационного портфеля кандидатов. Непосвященному в секреты рекрутмента человеку довольно сложно справиться с получением нужной информации и последующей работой с данными. Между тем, ошибки при выявлении мотивации соискателей могут привести к краху всей кампании по комплектации штата. Рекрутинговая компания в Санкт-Петербурге «ARES» советует работодателям застраховаться от провала, доверив подбор персонала профессионалам. Используемые нами современные технологии и методики уже на первых этапах поиска позволят отсеять соискателей с неподходящей системой ценностей. Благодаря такому подходу при отборе кадров, в Вашу компанию попадут только те люди, которые максимально настроены на работу, которые знают, чего хотят, и понимают, чего хотите Вы. А ведь на этом и основан принцип создания команды единомышленников.
Ирина Толкачева, www.ares.com.ru ccылка обязательна
Другие статьи на тему мотивации:
Фишки, плюшки и изюм: эйчары учатся шутить