Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Улыбайтесь, это кризис!

20.03.15

 

Трудоустройство в кризис: амбиции подальше, улыбку пошире!

Сокращения – печальный тренд 2015 года, и нынешнему соискателю в попытках найти работу, приходится ой как несладко. Конкурентов хоть отбавляй, выбор вакансий в разы уменьшился, работодатели стали куда скупее на бонусы и плюшки, и вообще – кризис на дворе. Зато так удобно свалить на него все неурядицы, а потом сидеть и жалеть себя. В корне неверный подход! Вполне возможно, Вам стоит лишь немного пересмотреть взгляды на трудоустройство, слегка подкорректировать свое поведение на рынке труда, и удача не заставит себя ждать!

Еще всего полгода назад эксперты кадровой сферы утверждали, что рынок труда полностью контролируют соискатели: вакансий было много, высококвалифицированных специалистов мало, и работодателям приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы заполучить нужных профессионалов.

Компании активно работали над своим HR-брендом, предлагали компенсационные пакеты один смачнее другого, заманивали бонусами и премиями, хантили друг у друга топов…

В общем, у кандидатов был шикарный выбор и даже возможность немного покапризничать, но эти золотые времена прошли. С первой волной увольнений на рынке труда изменилось соотношение спроса и предложения, что привело к смене власти, и теперь уже работодатели, оставшиеся на плаву, диктуют свои условия разросшейся армии соискателей. Участникам рынка труда, особенно тем, кто остался без работы, приходится приспосабливаться к новым реалиям. И в этом деле главное – отставить панику, унять обиду и включить голову!

Если Вы имеете отличный послужной список, великолепное образование, множество успешно реализованных проектов, приобретенных навыков, широкий круг полезных связей и контактов, среди которых парочка приятелей-рекрутеров, то  можете закрывать эту статью. Если даже Вас сократили (что очень странно – кто посмеет избавиться от столь ценного кадра?), работа найдет Вас сама – посмотрите, наверняка на Вашей почте уже есть приглашение на собеседование! Нет? Гм, возможно, некие недочеты у Вас все же есть, и над ними придется поработать. Будьте честны сами перед собой: если Ваша компания произвела лишь единичные сокращения, чтобы остаться на плаву, и Вы угодили в черный список, значит, в потере работы есть и доля Вашей вины. Поначалу, себе в утешение, лучше действительно все списать на нестабильную экономическую обстановку – это поможет легче пережить неприятную новость, и все же с анализом своей карьерной истории лучше не затягивать. Нужно объективно ответить на вопрос, почему Вам не удалось попасть в основной кадровый костяк компании – может, все же «запороли» какой-то проект, может, не хватило инициативы или не сумели влиться в коллектив? Такое самокопание, конечно, не принесет удовольствия, но наверняка поможет избежать ошибок в будущем.

Да, и кстати, вопрос «почему уволили именно Вас?» может прозвучать не только в Вашей голове – его наверняка будут задавать особо дотошные рекрутеры в ходе последующих собеседований. Рекомендуем при ответе на этот непростой вопрос быть в меру честными: не нужно полностью сваливать вину на внешние факторы, лучше показать свою ответственность, слегка (ну, совсем чуть-чуть!) пожурив себя. А затем тут же сгладить неприятную ситуацию с помощью рекомендательных писем от предыдущего руководителя – Вы же расстались с ним на дружеской ноте, не так ли?

Но перед тем как отправляться на собеседование, нужно приложить немало усилий, чтобы добиться приглашения на такую встречу. Для человека, потерявшего работу, поиск нового места должен стать приоритетной задачей, которая в условиях кризиса может занять немало времени. Проанализируйте предлагаемые вакансии на Вашу должность и выделите в них те требования, до которых Вы пока не дотягиваете. Возможно, как раз сейчас самое время восполнить некоторые пробелы в знаниях с помощью тренингов, вебинаров и курсов. Это позволит существенно расширить границы поиска и рассылать резюме на вакансии, на которые Вы ранее не могли претендовать.

Чтобы ускорить процесс поиска работы, обратитесь в службу персонала своей теперь уже бывшей компании: кадровики по старой дружбе могут порекомендовать Вас партнерским организациям или  в рекрутинговые агентства СПб, с которыми они сотрудничают. Сделайте рассылку своего резюме в организации, занимающиеся подбором персонала. Как знать, быть может, какое-то агентство как раз ищет профи Вашего уровня. Но даже если у кадровой компании на данный момент нет подходящей вакансии, Ваше резюме занесут в базу кандидатов и, как только что-то появится, рекрутер тут же даст об этом знать.

При выборе потенциального места работы стоит учесть кое-какие изменения, навеянные кризисом. В первую очередь, речь идет о Ваших амбициях и требованиях к будущему рабочему месту – здесь пыл придется поумерить. Если еще совсем недавно соискатели перебирали ворох вакансий в поисках той, которая идеально бы соответствовала их пожеланиям, то теперь некоторыми капризами придется поступиться. Шансы найти себе место в другой организации без зарплатных и карьерных потерь значительно снизились – работодатель нынче пошел прижимистый, не особо щедрый на дополнительные поощрения. Многие кандидаты это понимают и отодвигают личный комфорт на второй план, выводя в приоритет стабильность. В нынешние смутные времена как никогда важно собрать полную информацию о той компании, в которой Вы собеседуетесь: не грозит ли организации сужение производства, насколько уверенно она чувствует себя на рынке в условиях кризиса? Сейчас не то время, когда нужно гнаться за бонусами, премиями и страховками: уверенность в завтрашнем дне гораздо важнее сверхприбылей – для них обязательно придет свое время, но чуть позже.

Кстати, один финансовый нюанс на заметку: при оценке заработка, который сулит та или иная вакансия, обращайте внимание на весь компенсационный пакет в целом. Возможно, фиксированная часть зарплаты окажется ниже той, что Вы получали на прежнем месте работы, зато «бонусная» часть с лихвой покроет все потери, и Вы в совокупности сможете получать на новом месте гораздо больше – главное, работать. В условиях экономического спада весьма распространена ситуация, когда базовые оклады не растут, зато доля переменного вознаграждения увеличивается. Это вполне логично, ведь работодателям интересны, в первую очередь, конкретные результаты, а потому они активно проповедуют идею «как потопаешь, так и полопаешь».

Вообще,  в нынешних условиях соглашаться на работу с небольшим понижением зарплаты иногда даже выгоднее, чем месяцами выжидать более «вкусного» предложения – по крайней мере, с математической точки зрения. Решим задачку: Один сотрудник сразу после сокращения получил предложение трудоустроиться с зарплатой в 45 тыс. рублей и тут же приступил к работе. А его бывший коллега решил найти место с прежним уровнем оклада в 50 тыс. и затратил на поиски подходящей работы два месяца. Чей годовой доход в итоге оказался больше? Произведя нехитрые вычисления, приходим к выводу, что первый специалист, согласившийся на зарплату в 45 тысяч, за 12 месяцев заработал 540 тысяч рублей. А вот второй потерял время на поиски и, отработав только 10 месяцев, получил в совокупности 500 тысяч. Получается, что вариант с чуть меньшей зарплатой оказывается более выгодным – по крайней мере, на временном отрезке в один год.

То же касается и незначительного понижения в должности. Конечно, никто не говорит, о том, чтобы менеджер высшего звена соглашался на позицию рядового секретаря. Такой ход насторожит самого работодателя, так как всегда есть опасность, что более узкий функционал скоро надоест, и сотруднику захочется прежних высот и большей зоны ответственности – надолго такой специалист явно не задержится. Однако в некоторых случаях небольшое понижение статуса может быть компенсировано дальнейшими карьерными перспективами и достойным пакетом бонусов, а значит, человек в итоге будет застрахован и от финансовых убытков, и от застоя в профессиональном росте. В общем, единого плана действий, который подошел бы всем соискателям, не существует: каждый случай индивидуален, у каждого конкретного человека свои жизненные обстоятельства и собственный план саморазвития. Единственный совет – больше думать, оценивать и анализировать. Иногда предложение, которое кажется на первый взгляд неприемлемым, при более глубоком исследовании может оказаться наилучшим вариантом.

Итак, Вы разобрались со всеми тараканами в своей голове, подтянули профессиональные знания, посетив парочку полезных семинаров, разослали свое блестящее резюме по кадровым агентствам и работным порталам, подняли все нужные связи и – вуаля! – наконец-то Вас зовут на собеседование. Интервью с рекрутером – одна из самых важных глав эпопеи под названием «поиск работы в кризис». Отметим, сегодняшнее собеседование несколько отличается от докризисного. Оно и понятно: конкуренция сумасшедшая – спрос на каждую вакансию возрос в разы, что значительно усиливает давление как на кандидатов, стремящихся выделиться на фоне других претендентов, так и на кадровиков, которые пытаются максимально объективно разобраться в толпе «разношерстных» соискателей с целью отобрать лучшего. И чтобы выйти из этого соперничества победителем, кандидату важно оставить у интервьюера самое приятное впечатление, причем по нескольким основным параметрам:

- dress-впечатление: не забываем, встречают нас все-таки по одежке, а потому выбирайте для встречи наряд, который соответствовал бы сути профессии. Если Вы претендуете на должность коммерческого директора, не стоит приходить в разноцветной майке и рваных джинсах.  
- question-впечатление: – рекрутер «проглатывает» далеко не все Ваши «отлакированные» ответы на вопросы. Ваши слова должны быть оценены как соответствующие истине, поэтому избегайте заученных «домашних заготовок». Можно продумать общую суть ответов на предполагаемые вопросы, но лучше все же импровизировать – так Вы будете выглядеть естественнее и убедительнее.
- time-впечатление: возможно, Вы уже порядком соскучились по деловому общению, да и времени у Вас предостаточно, но вот у рекрутера его всегда в обрез, поэтому не растекайтесь мыслью по древу: Ваш ответ по длительности не должен намного превосходить сам вопрос. Разберем тот самый каверзный случай, когда рекрутер спрашивает: «Почему сократили именно Вас?». Не нужно подробно описывать, какой у Вас был недальновидный шеф или как Вас подсиживали коллеги, или как много Вы хотели сделать, но не успели.  Такой рассказ может затянуться на 10 минут, и только утомит рекрутера. Лучше ответить кратко, например: «Проект, над которым я работал, пришлось свернуть в свете неблагоприятной экономической обстановки». Исчерпывающая информация, отраженная в кратком ответе, предпочтительнее, нежели запечатленная в длинных, сложноподчиненных предложениях. Если будут нужны подробности, рекрутер непременно задаст дополнительные вопросы, не сомневайтесь;
- face-впечатление: безработица, конечно, утомляет, равно как и беготня по собеседованиям, ответы на одни и те же вопросы. Однако попытайтесь все же снять с лица маску уставшего от жизни человека. Будьте на позитиве, попытайтесь не демонстрировать скуку, раздражение и утомление, даже если для Вас это интервью – пятое за день. Учтите, как бы Вы ни маскировались, опытный кадровик уже через три минуты разговора сможет сказать, сколько собеседований Вы уже сегодня прошли – все написано на Вашем лице. Поэтому не частите с интервью (не более двух встреч за день), даже если вопрос трудоустройства необходимо решить в кратчайшие сроки – помните, качество всегда лучше количества.

Ирина Толкачева, www.ares.com.ru, ссылка на сайт обязательна

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.