Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 /
Время работы
с 9:00 до 19:00
Подобрать персонал
HR статьи

Тесты на правду

15.07.22

Более 86 000 ссылок на разнообразные ресурсы с «правильными» ответами на вопрос: «Как успешно пройти тест на собеседовании?».

Если поиграть словами, то из Интернета несложно «вытрясти» и больше вариантов. 

Вербальные и невербальные, логические, на уровень интеллекта, на креативность и профессионализм, на мотивацию и адаптацию.

При желании и бытовой смекалке потенциальный соискатель легко выучит скрипт для телефонного интервью, нейтрально-уклончиво ответит на вопросы, блестяще выполнит «кандидатский минимум».

Рынок дышит нервно и неровно.

 

Кризис не оставляет нам вариантов, пора пробовать новые методики, фильтры, чтобы работать быстро, четко, без «возвратов».  

Топ-3 способа распознать релеванта, избежать промахов и замен.

Сегодня мы поговорим с вами о тех методиках, которые невозможно обмануть. Проективные тесты – экзотика на любителя. Если вы распробуете их на вкус и увидите качественный результат, то они займут любимое место в вашем подходе. Да, в них вы не найдете разнообразных четких и конкретных «измерительных» приборов-механизмов, именно за это часто их критикуют любители «надежности» и «валидности».

Проекция (основа методики) гласит: человек ничего не делает просто так. Каждый его выбор, реакция, желание, приоритет обусловлен целой палитрой из традиций, воспитания, образования, опыта и особенностей личности.

Проективные тесты – это чистый лист, экран, на котором испытуемый легко и без давления проявляет свои истинные чувства, желания, цели, ценности и потребности.

Проективные методики (термин, которые впервые применил Л. Франк в 1939) – противоречивы, свободолюбивы и абсолютно творчески и по сути, и по механике.  

Их главные принципы:   

1) полная свобода испытуемого. В проективных методиках не существует категорий «правильно» или «неправильно»; 

2) определенная неопределенность. Простите за каламбур, но так и есть. Чтобы разбудить фантазию, вдохновение, искренность соискателю предлагаются весьма лаконичные и творческие задания. Стимульный материал теста допускается абсолютно фантазийный, что в корне отличает проективные методики от механики и процессов проведения других тестов.

Несмотря на то, что измерительной панели не существует, вы видите максимально чистый результат, структуру личности, ряд базовых ценностей. Вы получаете парадоксально высокую валидность, ибо испытуемый просто не знает, как правильно отвечать, где приврать, что именно нужно приукрасить.

Именно поэтому, проективные методики весьма популярны, если главной задачей является не только найти «нефть» в каждом потенциальном соискателе, но и «докопаться» до сути, обезопасить будущего работодателя от потенциальных рисков. Творческие тесты помогут подсветить то, что скрыто как от сторонних глаз, и, возможно, от самого испытуемого. 

В России использование проективных методик по-прежнему вызывает ряд дискуссий. Большинство в курсе классики жанра: тестов Юнга, Люшера, Роршаха, ТАТ, Сонди, разнообразных ассоциативных и рисуночных методик, однако при работе и исследовании соискателей, желающих проводить подобные эксперименты немного. Честности ради стоит упомянуть, что в то время, как зарубежные коллеги экспериментировали и создавали новые проективные методики, отечественная психология стояла «на паузе», ожидая своего часа. После того, как в СССР, а позже в России легализовали и оправдали не только секс, но и психотерапию, эта сфера исследований стала активно развиваться. Даже опираясь на опыт коллег, важно осознавать уникальные реакции и особенности менталитета, традиций и реакций «нашего» кода.

Какие же техники предлагать соискателям, чтобы, не обладая специальными навыками, получить не только адекватный результат, но быстро и четко интерпретировать полученную информацию?

Символы, образы, цветовые предпочтения и эстетика

Накануне собеседования предложите соискателю прислать три картины, которые вызывают у него максимальный положительный отклик. Сразу предупредите его, что главным критерием выбора является не столько шедевральность, сколько личная эстетика. Пусть фотография, картинка из клипарта, даже рекламная вывеска. В случае, если у картины нет названия, (фото, неизвестный плакат), попросите респондента придумать название к предложенным им образам.

Почему 3?

Помним, что все 3 варианта – это проекция самого человека, его чувства, ценности, смыслы. Это адекватная выборка, которая позволит и не утомить кандидата, и не превратить свое исследование в картинную галерею. Безусловно, мы не должны исключать, что кандидат выберет картины, активно стараясь понравиться «смотрящему», но он понимает критерии привлекательности, выбирая из позиции «Я – эта картина».

Получив результат, оцените выбор кандидата по следующим параметрам:

- эмоциональный контекст (возможный уровень агрессии, тревожности, депрессии, скрытого или явного протеста, нейтральность, спокойствие, оптимизм, юмор и т.д.);

- символизм (геометрия и цветовая палитра);

-  художественное содержание и название картины (отдельное внимание уделите авторским вариантам);

- схожесть стилистики или диаметральное различие (есть ли нечто общее или каждая из картин принципиально отличается от другой). Эти образы — части личности вашего кандидата. Даже, если одну из них он подбирает «для галочки», то в совокупности где-то, да и проявится его истинное «Я»;

- личный отклик исследователя. Доверяйте своей интуиции, а затем сверяйте ее с полученной от кандидата информацией о себе. Я провожу группы, основанные на проективных методиках уже более пяти лет, и субъективные ассоциации очень часто попадают в самую суть.

Сюжетов картин невероятное множество, именно поэтому стоит обратить отдельное внимание на цветовую палитру, геометрию, символизм.  

Преобладание четких, структурных и квадратичных форм и линий помогут вам вычислить рационалиста, прагматика, в чьих приоритетах: порядок, любовь к аналитике, консервативность, они способны работать в «системе», они уважают иерархию, креативных и спонтанных решений в этом случае ждать не стоит. Безопасность и логика прежде.

Мягкость и обтекаемость форм, стилистика импрессионизма, пуантилизма проявит высокую эмоциональность, творческий потенциал, эмпатию, дипломатичность, гибкость, в этом случае важно осознавать насколько устойчив тестируемый в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Круглые элементы проявят навыки коммуникации, умение работать в команде, если целесообразно вакансии, ведь иногда работника случается, что чрезмерно «много», поскольку работа для него не только амбиции + деньги + самореализация, а еще и нечто личное.  

Вопреки классике суждений рваные линии могут говорить не только о креативности и творческом потенциале респондента, но и о конфликте, который из внутреннего легко переходит во внешний. Если все три предложенных варианта будут отличаться авангардным настроением, то лучше уделить особое внимание личному общению с кандидатом.   

Если говорить про конкретные сюжеты, то приведу серию примеров:

 

Консерваторы обожают предметную классику, включая изображение еды, интерьеров. Это может говорить об эстетике, гедонизме, о низкой лояльности к переменам, стрессу.

Творческие, амбициозные спорщики, любители принимать самостоятельные решения, предпочитают абстракцию, здесь итог будет зависеть от цвета.

Цветовая палитра

Океан интерпретаций. Нельзя калибровать эту гамму по учебнику цветотерапии. Все индивидуально и зависит от пропорций и сочетаний. С этого и начнем. 

Оцените баланс холодной и теплой палитры. Посмотрите соотношение и яркость тонов, чем гуще революционные сочетания, тем выше шанс, что перед вами креативная, творческая, но при этом противоречивая натура.

В цветовой пирамиде есть три категории:

а.      креативные, нестандартно мыслящие – позволяют себе более 7-10 самых разнообразных оттенков и сочетаний;

б.      скромники – балансируют в диапазоне от 5-7;

в.      консерваторы – готовы ограничиться однотонной гаммой с элементами 3-5 различных оттенков.

 

Именно поэтому, в случае, если «кадр» подбирается непосредственно для того, чтобы работать в близком контакте с руководителем, корректно провести параллельное тестирование. Чем чаще совпадения, тем плотнее точки соприкосновения. Хотя принято считать, что противоположности притягиваются, уверена, что создание удачных альянсов строится на умении говорить на одном языке образов, ассоциаций и ценностей.

Идеально, когда выбор заказчика и выбор респондента образуют схожую палитру оттенков, символов и смыслов или логическое продолжение сюжетной линии.

Музыка

Все в мире есть вибрация. Человек не исключение. О чем он звучит, расскажет его плейлист. Попросите респондента прислать вам любимые треки, уточните это на собеседовании или проанализируйте его вкусы в социальных сетях.

В музыке зачастую зашифрованы не только мажор и минор, эмоциональная палитра, настроение и понятие жанра, но и слова, тезисы, убеждения, воспитание и ценности, которые были кем-то когда-то привиты. Это культура слушающего, которую он будет поддерживать и создавать в том обществе, в котором окажется.

Но это пока просто слова, а теперь факты.

1. Группа ученых Массачусетского технологического института отправились в леса Амазонки, чтобы «втереться» в доверие к 64 местным жителям и провести удивительное исследование. Племя Чимани оказалось совершенно не знакомо ни с внешним миром, ни с культурой, ни с музыкой. Естественно, что понятия «мелодия» и «полифония» им неведомы. Представители Амазонки искренне радовались как при звуках, которые в нашем мире считаются неприятными и негармоничными, так и под музыку, которую наши современники посчитают весьма консонантной и мелодичной.

Эксперимент доказал, что мы слушаем музыку через призму собственного опыта, принципов и картины мира. Она ассоциируется у нас с определенным опытом, людьми.

2. 36 тысяч испытуемых. Такое количество приняло участие в тестировании ученых из Эдинбурга. Целью исследователей стало установить прямую связь между личными качествами и любимыми жанрами музыки.  

Выяснилось, что честные, оптимистичные, эмоциональные, простые и довольно внушаемые граждане предпочитают поп-музыку. Креативность, возможно, не самая сильная их часть, тем не менее, с ними можно довольно быстро договориться, если подобрать слова на их «языке».

У ценителей рэп-культуры порядок с самооценкой, им важна собственная значимость, чтобы считаться правыми и отстаивать собственные правила.

Хэви-метал, как ни странно, предпочитают хрупкие, ранимые личности, не слишком уверенные в себе, до сих пор проживающие непростой опыт травм. Они старательно скрывают это под маской «разочарованных рыцарей», но по сути совсем другие.

Ценители джаза и классики – топ-менеджеры реальности. Высокий интеллект, амбиции, самооценка, креативность, коммуникации. Единственное, что важно уточнить: они не выносят давления, скуки, диктатуры. Сразу переключаются на минор.  

Тяжелый рок, панк, хэви-метал любят те, кто умеет мыслить системно, структурно и логически.

Меломаны предпочитают миксовать жанры, пробовать разное, иногда полностью противоположное. Чем более вариативную музыку вы встретите в предпочтениях кандидата, тем легче и динамичнее он переключается с одних задач на другие, по-разному смотрит на ситуацию, прислушивается к разным точкам зрения, принимает любопытные композиционные решения и импровизирует «по ситуации».

Правильные вопросы

Любой кризис – проверка либо на прочность, либо на распад. В первом случае, поддерживают цели, ценности и смыслы, во втором – очевидна их утрата.  Одним из вариантов проверки «на смыслы» является серия проективных вопросов. Например, «Что стимулирует? Что вдохновляет? Какой коллектив, какой руководитель? Почему выбираете?»

Я предлагаю вам дополнить свою коллекцию еще одним глубоким вопросом - «Зачем?»

Методика предельных смыслов принадлежит Д.А.Леонтьеву. Из реквизита вам пригодится бумага, ручка, доброжелательная улыбка и время, чтобы не торопить и не «нагнетать» пространство возле кандидата.

Преимущество данного вопроса в том, что:

- ответ не подразумевает философских дискурсов на тему: «принято», «должен», правильно» и т.д. Интервью проводится в формате блиц-вопросов-ответов;

- зашифровывать в этот вопрос «полезные карьерные ископаемые» не обязательно.  

Важно предупредить участника, что каждая его фраза должна открываться только с четкого и лаконичного «чтобы...».

- Зачем нужны деньги?

- Чтобы жить комфортно. (оп! и вы видите определенные потребности соискателя)

- Зачем хотят жить комфортно?

- Чтобы ощущать удовольствие от жизни (вот уже и первые смыслы-ценности)

- Зачем стремятся получать удовольствие от жизни?

Обсуждение заканчивается, когда соискатель достигает предела. У него закончились ответы, он дошел до сути, до смысла. С одной стороны, кому-то эта механика покажется чем-то из разряда провокативной терапии, однако, честности ради, тут вопрос смысла интервью.

Если вам нужен динамичный, яркий, глубокий и думающий кандидат, то подобная серия поможет вам увидеть структуру мысли и скорость реакций. 

Логичен еще один вопрос: «И что, вот так все просто?». А зачем вам сложно?

Современная реальность противоречива, высококонкурентна, довольно агрессивна, спонтанна. Да, спонтанность – это новая стабильность, в ближайшей перспективе она будет оставаться таковой.

Прежние схемы уже не работают. Меняется мир, а, следовательно, пришло время новых технологий.

Под воздействием острой необходимости не всегда думают о высоком, готовы «превратиться» в кого угодно, чтобы только гарантировать себе что-то базовое. Чтобы избежать разочарований и кадрового жонглирования, я предлагаю вам иначе взглянуть на проективные методики. 

Работая не с внешним (рациональным), а с глубоким (чувственным), они дарят возможность увидеть в большом море карьерных перспектив сотрудников, схожих по смыслам, ценностям и целям. Познакомить их и подарить миру крепкие, надежные проекты, перспективы и опору для нашего будущего. В конце концов, эти экологичные эксперименты можно в формате игры и приятного общения проводить и на своих, чтобы еще больше убедиться, что это именно те люди. Ваши.

Валерия Елецкая, психолог, консультант личностного роста

Evalecka@mail.ru, https://vk.com/leraeletskaya

< К списку
Нужны эффективные сотрудники? Звоните, закажите звонок
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
❌X
Подобрать персонал
Карьерная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.