Сегодня рекрутинг - это консалтинговая деятельность. Цель - оптимизация кадрового состава, поиск профессиональных работников, максимально соответствующих сложившейся системе ценностей компании, ее HR-бренду. Если Вы думаете, что кадровый бизнес родился совсем недавно, то Вы сильно ошибаетесь, и пусть обилие модных словечек Вас не смущает. Рекрутинг практиковали всегда и везде, только называлось это по-разному – в разные времена, в различных странах.
NB
Следует разделять термины "рекрутинг" и "рекрутмент".Традиционно уже некая трансформация первоначального значения случается с весьма многими иностранными терминами: словом "рекрутинг" ограничивают у нас более широкую сферу действия рекрутмента, хотя рекрутинг является частным случаем рекрутмента (как часть процесса подбора персонала и отдельный инструмент создания кадрового резерва в рамках этого процесса). Происходит подмена одного понятия другим. Однако, "рекрутинг" более общеупотребителен. И мы будем использовать термин рекрутинг в более широком смысле, ставшем привычным на отечественном рынке труда.
Преданья старины глубокой: «палки-копалки» древнего рекрутинга.
Те уникальные суперсовременные инструменты по поиску и отбору персонала, которыми сегодня пользуются рекрутеры, на самом деле применялись еще в седой древности. Разница в том, что первые рекрутеры вряд ли оперировали всей этой хитроумной терминологией типа «мотивации», «компетенции», «HR-бренд». Особенно, если учесть, что первопроходцами в сфере HR-услуг были… работорговцы! Сравнение, конечно, малоприятное и весьма грубое, но в целом схожесть системы прослеживается: торговец «живым» товаром поставлял рабочую силу нужной спецификации заказчику и получал с этого определенный доход. Недостаток такой древнией формы рекрутинга очевиден: у раба не интересовались, кем, где и под чьим началом он хочет работать – не чета современному соискателю, который зачастую воротит нос от самых лестных предложений.
Куда более приближенной к современным реалиям была кадровая политика Древнего Египта – там работник становился уже полноправным участником рынка труда. Найденные при раскопках исторические документы, датируемые 2600 гг. до н.э., говорят о широко распространенной вербовке дружинников из племен. За наём военнослужащих отвечали официальные представители власти, которые ведали отбором, техническим оснащением и подготовкой воинов.
Римляне пошли еще дальше в разработке рекрутерского инструментария, что подтверждает один любопытный документ, хранящийся в Британском музее – декрет за подписью Юлия Цезаря в 55 году до н.э. В его тексте упоминается награда в 300 сестерций (денежная единица империи) каждому солдату, приводящему еще одного служивого в римскую армию. Система «приведи друга» распространялась и на такие специальности, как врачи, плотники, ветеринары и прочие профессии, обслуживающие военные подразделения. Можно сказать, Цезарь положил начало рекомендательному (реферальному) рекрутингу, широко использующемуся в настоящее время.
Свою лепту в развитие рекрутинга внесли и эллины: известно, что к 30-м годам н.э. внушительную часть солдат армии Древней Греции составляли вовсе не греки, а иностранные наемники. Набор осуществлялся либо с помощью специальных агентов, либо по дипломатическим каналам и через межгосударственные договоры, позволявшие гражданам воевать на стороне союзников – вот вам пример первых экспатов. При этом наемных вояк приглашали на определенный контрактный срок (обычно 9-10 месяцев) – чем не современный Temporary staff?
Но впереди планеты всей оказались, как всегда, китайцы.
Они стали разработчиками первой схемы официального тестирования при приеме на работу. Причем, именно в Поднебесной рекрутмент впервые был развит в сфере, не связанной с набором в армию, так как экзаменационные испытания касались приема на чиновничьи должности. Благодаря этому на управленческие позиции приходили самые светлые головы государства, и, кстати, в отборе участвовали не только аристократы, но и простые мещане.
Тестирование было жестким, многоэтапным и, по сути, включало все современные виды интервьюирования – стрессовые, по компетенциям, на общееинтеллектуальное развитие. В итоге штат государственных управленцев составляли лишь самые умные, талантливые и высоконравственные представители общества.
Особую значимость рекрутинг приобрел в Средние века, когда вследствие повальной эпидемии чумы образовался жесточайший кадровый голод. В этот период (1350 год) был принят закон о фиксированной зарплате, а также введен запрет на частую смену работы, направленный на снижение текучки персонала и поддержку стабильности на рынке труда.
Все эти разрозненные элементы кадровой политики, копившиеся веками, создали благодатную почву для появления того рекрутинга, который мы знаем сегодня. В принципе, основные HR-инструменты были уже разработаны и введены в действие, оставалось лишь сложить их в единую систему.
Раскадровка нового времени
Объединить все HR-наработки прошлого в общую бизнес-структуру удалось Германии – именно там в XIX веке появилась, как таковая, служба по найму персонала. Это было требование эпохи, характеризующейся бурным развитием промышленности, которой требовалось больше и больше кадров, причем их качество стало играть определяющую роль. Постепенно поиск сотрудников на платной основе стал обычным делом в европейских странах, особенно в Англии и во Франции, где сформировались профессиональные рекрутинговые организации, занимавшиеся как трудоустройством граждан, так и выполнением заказов по поиску персонала. Несмотря на то что родиной рекрутинговых агентств стал Старый свет, в XX веке пальму первенства в этом бизнесе перехватили США.
Началось все по традиции с военного рекрутинга: первые рекрутинговые компании, оформившиеся на исходе последней Мировой войны, поначалу поставляли персонал для военных заводов. Но чуть позже в связи с экономическим подъемом вырос спрос на «белых воротничков», а рекрутеры переключились на обслуживание гражданских предприятий. Причем уже в то время HR-специалисты обладали навыками Executive search: первой компанией, освоившей схему «переманивания» лучших топ-менеджеров, стало агентство «Boyden», открытое в 1946 году в Нью-Йорке.
Окончательное становление рекрутинговой отрасли как бизнеса произошло в 50-х годах в соединенных штатах. Через десять лет образцово-показательный опыт американских эйчаров стал широко использоваться в Европе. Швейцария, Великобритания, Канада, Австралия – все эти страны выпустили на всемирный рынок рекрутинга сотни тысяч игроков, передовую гвардию которых по сей день составляют компании «Heidrick & Struggles» (1953 г.), «Korn & Ferry» (1969 г.), «MRI» (1965 г.), «Morgan Hunt» (1986 г.).
Рекрутинг с русской душой
Прогрессивным эйчаром в нашей стране можно условно назначить Петра I.
Венценосный рекрутер завербовал несколько сотен высококлассных инженеров, экономистов и кораблестроителей, как из соотечественников, так и среди граждан других держав, более продвинутых в упомянутых видах профессиональной деятельности.
Так что российская империя знавала довольно-таки ранние и уникальные примеры внедрения основ рекрутинга в становящуюся на новые рельсы (или подставлявшую паруса новым ветрам) экономику.
Высший класс в кадровой сфере и в плане развития HR-бренда организации продемонстрировал Витте Сергей Юльевич – видный государственный деятель (1849 -1915 гг.), управляющий юго-западными железными дорогами. Под его началом состоял штат в 30 тысяч человек, причем все сотрудники ведомства соответствовали не только определенным профессиональным требованиям, но и корпоративному духу подразделения – они горой стояли друг за дружку и готовы были всем пожертвовать ради общего дела. Стоило Витте в другом ведомстве встретить мало-мальски примечательного своими способностями человека, как он переманивал его к себе.
Ввиду такой активной HR-стратегии железнодорожное хозяйство страны в те годы стало прибыльным, как никогда.
Думается, будь на тот момент у Сергея Юльевича Интернет, доступ к электронным базам данных и современные средства коммуникации, у него бы уже тогда по рельсам носились «сапсаны».
СССР и РФ
Советская политика поставила жирный крест на становлении процессов рекрутмента в России. В итоге все свелось к казенным "первым отделам", то есть к отделам кадров, вся функция которых заключалась в рутинном делопроизводстве, дисциплинарном контроле и ведении графиков отпусков.
В России впервые мудреное слово «рекрутинг» услышали лишь в 90-х годах. Статья Василия Захарько «Охотники за головами», в "Известиях", немало поспособствовала популяризации понятия "рекрутинг". Автор описал свои впечатления от посещения американского кадрового агентства, рассказал о том, как организована в нем работа. Статья Захарько стала первым актуальным пособием для начинающих российских рекрутеров и эйчаров.
Кстати, именно дата выхода данного материала в печать – 20 сентября 1991 года – закреплена в качестве дня рождения отечественного рекрутмента.
В те годы страна буквально голышом только вышла из советского времени, и у новорожденных предпринимателей не было никакого представления об HR-инструментах, какими привычно пользовались их западные матерые коллеги. Новая экономическая реальность заставила осознать первостепенную ценность высококвалифицированных сотрудников в развитии бизнеса.
Передовые российские организации, принялись спешно формировать кадровые службы. ориентируясь на опыт западного бизнеса. Близкое знакомство с рекрутингом в нашей стране произошло столь резко и неожиданно, что рост HR-сферы происходил в весьма специфическом направлении. В США и в Европе рынок рекрутинговых услуг возник на базе управленческого и финансового консультирования.
"Вызревание" рекрутинговых агентств на Западе шло в параллель с растущей зрелостью заказчика, что. конечно, поспособствовало быстрому признанию профессиональных агентств. Русский рекрутинг выделился как самостоятельный бизнес, миновав необходимый этап консалтинга, поэтому цели и полезность этого направления длительное время были не до конца понятны ни работодателям, ни кандидатам на вакансии, ни, вероятно, самим организаторам рекрутинговых компаний.
Первым агентствам, возникшим в Москве в 1989 году (ИКБ «Бизнес-Тест», ТРИЗА, Московский кадровый центр), пришлось особенно тяжко: отечественные предприниматели, подхваченные дикой стихией свободного рынка, не торопились раскошеливаться на рекрутинговые услуги непонятного назначения. А искушенные заказчики в лице подразделений западных компаний применяли строгие стандарты к работе рекрутеров, посему предпочитали пользоваться услугами собственных рекрутинговых агентств, пришедших вместе с ними на постсоветское не очень-то конкурентное пространство.
"Hill International", иностранное агентство по подбору персонала в Санкт-Петербурге, заработавшее первым в 1991 году.
Впрочем, единолично заправлять рынком труда в Северной столице ему не довелось: петербургские коммерсанты довольно быстро нашлись в кадровом бизнесе и в том же году открыли свой проект, оказавшийся вполне конкурентоспособным – ООО «АРЕС», первую в городе рекрутинговую компанию российского «происхождения». Поначалу эта организация была сформирована для трудоустройства бывших военнослужащих – отсюда и довольно воинственное название, позаимствованное из греческой мифологии. Но очень скоро «аресовцы» начали снабжать персоналом любые сферы бизнеса, используя как обычный инструментарий классического рекрутинга, так и самые хитроумные технологии Executive Search. Подобные ООО «АРЕС» компании положили начало российскому рекрутингу как отрасли.
Отечественному бизнесу довелось пережить еще пару серьезных потрясений – два экономических кризиса с перерывом в 10 лет (1998 год и 2008 год). Но в общем и целом, эти нелегкие испытания и тектонические сдвиги в российском бизнесе HR-сфере пошли только на пользу: на рынке рекрутинговых услуг остались лучшие.
Дата |
Событие |
Значение |
1989-1991 |
Первые агентства в Москве («Московский кадровый центр», «Анкор», «Агентство Контакт») и Петербурге («АРЕС», «Hill International»). Отмена государственной монополии на подбор персонала в зарубежные фирмы и совместные предприятия через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УПДК). |
Знакомство российской экономики с новым видом услуг – квалифицированным подбором персонала. Освоение новых технологий кадровой политики. |
1995-1998 |
Значительное увеличение числа профильных агентств в Петербурге и Москве, появление региональных компаний по поиску специалистов. Учреждение общероссийской Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). Создание первых работных интернет-порталов, развитие работных газет. |
Становление рекрутинга как общероссийской отрасли HR-услуг. |
1998 |
Экономический кризис |
Снижение числа агентств, укрупнение «выживших» и упрочение их позиций на рынке. |
2000-2008 |
Развитие Интернета и социальных сетей. Обострение дефицита квалифицированных кадров. |
Превращение рынка работодателей в рынок соискателей, появление новых, более современных технологий поиска и отбора кандидатов. |
2008-2009 |
Мировой экономический кризис |
Очередная проверка российского рекрутинга на прочность. Отсев слабых агентств, усиление лидеров отрасли. Развитие собственных HR- служб внутри компаний-работодателей. |
XXI век - эпоха передовых технологий, ставшая поистине «золотым» временем для российского рекрутинга. По стандартам обслуживания рекрутинговые компании Петербурга и Москвы догнали некогда недосягаемых западных конкурентов. Учитывая осведомленность наших эйчаров и рекрутеров и их способность ориентироваться на местном рынке, можно смело заявить, что в родном отечестве им нет равных. За последние 13 лет рекрутинг в России сильно подрос и превратился в не всегда стабильную, но активно развивающуюся индустрию. «Выросло» предпринимательское самосознание: нынешние бизнесмены прекрасно понимают, что обращение к профессиональным специалистам по подбору кадров целесообразно. поскольку существенно экономит самый главный ресурс - время, помогает выиграть в качестве персонала.
Рекрутинговая компания в СПб ООО "АРЕС", Ирина Толкачева (ссылка на www.ares.com.ru является обязательной)
Другие статьи на тему:
Правильный рекрутмент – 5 причин довериться кадровой компании
«Коучинг для работодателей» - коротко о некоторых особенностях рекрутинга по отдельным позициям
ссылка на www.ares.com.ru обязательна