«Набирать штат» VS«вести грамотный рекрутинг персонала»: что выбрать?
Чем отличаются формулировки из заголовка? Когда достаточно собственных источников или выгоднее адресовать задачу подрядчику? Собрали основные ответы по теме – простыми словами о многогранном понятии.
Проблема «текучести» актуальна для каждого собственника. И раньше наём сотрудников был кропотливо-мучительным ремеслом.
А ныне вовсе мутировал, став бегом по горам в мокрых шлепках. Ограничения и экономические сложности, спровоцированные пандемией в 2020, усугубились текущей политической обстановкой. Инфляция, релокация компетентных специалистов из ряда популярных ниш привели к абсолютному непониманию, где теперь искать персонал.
Когда печешь пироги раз в полгода, то их хороший вкус – скорее удачное стечение обстоятельств, повторение которой не гарантируешь. Ежедневно замешивая тесто, «набиваешь» руки, ноги и остальные части тела так, что ручаешься – ожидания оправдаются.
Что такое рекрутинг простыми словами? Тот же поиск персонала с ключевой разницей – он осуществляется профессионалами, которые целенаправленно обучались, оттачивали мастерство, обрастали полезными контактами.
Следующее значимое отличие: нацеленность на правильного кандидата, а не любого «сбитого летчика». Отыскать свободного исполнителя – мало. Следует оценить его соответствие заявленному функционалу. Релевантность бэкграунда и практических талантов, совпадения по ценностям, личные качества (честность, трудолюбие, устойчивость к стрессу). Если квалификация попала в точку, но её обладатель не адаптируется в коллективе ввиду типа личности, не сойдется с непосредственным начальством, CEO во взглядах, искусный рекрутер это увидит и предупредит возникновение издержек.
Отсутствие слаженности в группе провоцирует не меньшие производственные задержки, чем низкая подготовленность. Но, если с последним подсобит обучение, то природу исправить проблематично.
В России развиваются с 90-х годов. За почти три десятилетия систематизировались в целую отрасль со своими направлениями:
массовый (линейный) – без фокуса на сноровке, стаже. Регулярно практикуется в сферах с высокой «текучкой»;
management selection - нацелен на middle-менеджеров, знатоков из конкретных областей с релевантным опытом;
executive search – ориентирован на ТОПов, как правило не находящихся в «открытом плавании»;
хедхантинг – знаменитые «охотники за головами», призываемые разыскивать редких спецов и «алмазы неграненые». Предполагает нестандартный подход и повышенную ответственность – на кону репутация клиента, оплошности непростительны.
Помимо вышеперечисленного, поле охватывает аутплейсмент (когда необходимо поспособствовать увольняемому обрести новую занятость) и лизинг («аренду» персонала под предметные цели на ограниченный период).
Рассматриваемый рынок рекрутинга динамичен, оперативно реагирует на изменения, разрабатывает оптимальные решения дилемм, потому что его движок – взаимная выгода. Вознаграждение «ищейки» напрямую связано с достижением качественного результата. В цепочке «заказчик – посредник – претендент» каждый остается в плюсе: первый и третий вступают во взаимовыгодные отношения, а соединивший их «мост» получает оплату за свой нелегкий труд.
Хорошо оказываемые услуги не ограничиваются быстрым удовлетворением обращения. Процесс цикличный, и на каждом этапе присутствуют особенности. Одни зависят от позиции, разновидности деятельности, другие – от масштабов производства, корпоративной политики, предпочтений учредителя.
Рекрутинг делится на внутренний (исполняется штатной единицей) и внешний (делегируется «завербованному» агентству или фрилансеру).
Методология и механизмы коррелируются с профилем должности, её положением в существующей иерархической системе корпората, экспертностью нанятого «сыщика». Между матёростью и точечной, безотлагательной обработкой запроса наблюдается прямая пропорциональность.
Способы выхода на работников различны, иногда применяются гибридно:
1. Вася основал стартап. У него незначительный бюджет, зато полно энтузиазма, знакомств. Ему резонно и выгодно самостоятельно сформировать команду. Основатель, руководители отделов располагают представлением о том, кто пригодится их «сборной», и пока владеют неким запасом времени.
2. Но вот идея выстрелила, фирма укрепилась, начала расти. Аналогично увеличилась нагрузка управленцев – человекопривлечение в расписание уже не вписывается. Пора формировать ОК или делегировать на аутсорс.
3. Василий возглавляет корпорацию. Автономных сил не хватает – внимание сфокусировано на бюрократических вопросах, разработке кадровых стратегий, мотивационных программ. Посреднический рынок услуг снижает трудозатраты экономит средства холдинга: учитывая стоимость job-порталов и диджитал-фишек, долгосрочное сотрудничество оборачивается дешевле, чем очередные зарплаты и соцпакеты. А бонусом расширяет спектр используемых каналов и методов.
Подсказки практиков
Человек давно вышел из категории носителя функции в структуре организации. Рабочее место – продукт. Совершенствовать его форму, свойства, позиционирование – значит улучшать имидж компании, умножать лояльность респондентов, степень привлекательности трудоустройства.
Выручают адаптированные приёмы сбыта. Воронка рекрутмента – прикладной инструмент, благодаря которому вы можете:
Аккаунты в интернете не только выводят на нужную персону и повышают шансы «задружиться» онлайн. Страница пользователя даёт пищу для размышлений ещё до первичного касания с ним. Квалифицированный анализ позволяет идентифицировать увлечения и хобби юзера, образование и предыдущих работодателей, приблизительный уровень дохода, личностные характеристики (выраженная эмоциональность, демонстративность, заслуживание одобрения), даже жизненные приоритеты (семья, свобода, статус и т.д.).
Допустим, вы видите, что потенциальный испытуемый – адепт здорового питания, спорта. Расскажите ему об оплачиваемом абонементе в фитнес-клуб. Или блог – коллекция путевых заметок автостопом. Вероятно, знание иностранного у блогера приличное – а вам именно это надобно.
Геймификация – тестирование на профпригодность в игровой формации, определяет наличие креативного мышления, склонность к изобретательности, умение генерировать экстраординарные концепции. Ускоряют взаимодействие с аудиторией и чат-боты, о которых мы подробнее говорим в отдельной статье.
В материале мы осветили разные грани одного термина. Но его фундаментальная миссия – обеспечивать бизнес первоклассными кадрами независимо от сегмента.
Наталия Матюшина,, кадровое агентство