С развитием цивилизации Земля много менялась. С бизнесом – в глобальном смысле – происходит то же самое, но несоизмеримо быстрее.
Сперва работник приравнивался к лошади, после автоматизации производства стал «винтиком слаженной машины». Потом концепция человеческих отношений вывела организационную систему на следующий уровень, разнообразив ее обучением, адаптацией, мотивацией.
Сегодня все бизнес-процессы, в частности, управление персоналом опять нуждается в модернизации. Причина – смена поколений.
Мы уже писали раньше об этой не маленькой проблеме рынка труда в статье «Подбор персонала в будущем».
Объективно большая часть «верхушки» современных российских компаний «made in USSR». Это люди, в памяти которых жив коллективизм, дефицит, неуверенность в завтрашнем дне. Их жизненные принципы понятны: есть работа – впахивай, зарабатывай, копи на будущее. Способы, условия, конкретика функций – дело десятое. Интересность труда – приятный бонус вроде любви в династических браках.
Пока сегодняшние руководители шли по карьерной лестнице, кадровая политика коррелировалась с их интересами. Кто пришел под крыло этих управленцев?
Одни именуют себя (или их так второпях поименовали) миллениалами, поколением Y. Для этого поколения характерна некоторая инфантильность и ориентированность на самовыражение как на итог любой деятельности. Вслед за ними поспешает, уткнувшись в планшеты, туманное поколение Z (после 95 года). Они не расстаются со смартфонами, постоянно сёрфят в интернете, мало беспокоятся о «светлом будущем». Возникает вопрос, насколько существующие методы управления персоналом эффективны ДЛЯ НИХ? Ответ – едва ли.
Строго говоря, Y живут для себя, а зеты - в виртуальной реальности. Мы все оказались в фантастическом мире антиутопии.
Очевидно, что «старой школе» так или иначе необходима встряска. Ситуация на рынке труда заставляет быть гибче, оперативно реагировать на внутренние изменения.
Когда в вашем подчинении «дети нулевых», их не стимулировать даже повышением заработной платы. Интересные задачи, гибкий график, насыщенная корпоративная культура – другое дело. Их сознание расценивает работу как способ реализовать себя, слова «раскрывать потенциал» воодушевляют, в душе теплится вера в значимость собственной индивидуальности. Неполный рабочий день и полная возможность реализовывать свой надуманный мир с помощью рабочих девайсов – идеальная работа в интернет-представлении целиком оцифрованного человечества.
Данная позиция, впрочем, просто есть без знаков «плюс» или «минус» - она существует как факт. Концептуально модернизировать управление персоналом – важная составляющая успеха руководителя нового формата.
Поколения меняются, разрыв ценностей становится заметнее. Приток кадров способствует более глубокому погружению в управление персоналом. Пересмотр ценностей – базовая составляющая современной корпоративной культуры. Так на месте вчерашних фирм вырастают бирюзовые организации, ежедневный труд из средства добывания превращается в дело жизни – полезное, развивающее.
Аналогичные трансформации происходят с подбором. Актуальные в прошлом подходы устаревают – требуется переформулировка вопросов, прогрессивные способы оценки компетенций, свежие кейсы, тестирования. С этим поможет рекрутинговое агентство «ARES». Мы меняемся вместе с бизнесом, поскольку предоставляем услуги b2b на протяжении уже 28 лет.
Представление еще не началось, но декорации уже поставлены – теперь от вашего выбора зависит, действо какого жанра развернется на бизнес-арене.
Критиковать поколения случившегося будущего – лишь тратить время. Лучше учиться у них новым тенденциям, направляя «зеленых» специалистов в продуктивное русло.
Наталия Матюшина