«20% талантливых сотрудников обеспечивают 80% успеха компании» (Брайан Трейси).
Именно благодаря этим невероятным людям ваша компания процветает, продукция остается востребованной, а бизнес держит планку выше конкурентов.
Задача каждого руководителя – не только привлечь и удержать таких сотрудников, но и по максимуму увеличить их количество в компании.
Как в этом помогает автоматизация? Когда она действительно полезна?
И как сильно это влияет на скорость развития компании?
Давайте обо всём по порядку.
Ключевые тренды 2023 - 2025 гг.
Важный тренд и драйвер дальнейшего развития в HR-сфере — внимание к человеческому фактору и переход от HR-технологий к WorkTech. Сдвиг заключается в фокусе на улучшении опыта сотрудников и повышении их продуктивности без выгорания.
По мере того как место работы и дома смешались (привет, удаленка), области использования HR-технологий тоже смешались. Так, внимание работодателей стало смещаться в сторону мониторинга метрик производительности, здоровья и благополучия. Потому что личной коммуникации всё меньше, а эйчары должны быть в курсе настроения своих коллег, чтобы проявлять заботу даже на расстоянии.
Отмечается популярность цифровых решений, автоматизирующих все аспекты работы с командами: автоматизацию HR-процессов, well-being (готовые решения для благополучия сотрудников), обучение и развитие сотрудников внутри компании, удержание персонала и борьба за таланты, HR-аналитика и т.д. (более подробно - на рисунке ниже)
В 2022 году наблюдалось увеличение объема поисковых запросов, связанных, в том числе с HR-технологиями в управлении талантами, направленных на:
Всё это порождает необходимость чуть глубже разбираться в этой теме и искать решения, закрывающие ту или другую область процессов.
При этом, действуют новые правила:
Компоненты управления талантами
В цифровизации HR-блока управления талантами принято выделять несколько компонентов:
Для поддержания этого процесса могут подойти:
Для поддержания этого процесса могут подойти:
Для поддержания этого процесса могут подойти:
Для поддержания этого процесса могут подойти:
Конструкторы для создания обучающих программ:
Для поддержания этого процесса могут подойти:
Масштаб цифровых возможностей впечатляет.
И внедрение систем автоматизации для управления талантами актуально для многих. Однако, не все компании могут обеспечить весь объем цифровых решений под каждый компонент. Основная масса HR-систем имеет сложное ценообразование, высокую стоимость в расчете на 1 человека и предлагает тарифы со стартовым количеством пользователей от 50 и более человек. А это серьезное ограничение для бизнеса. Кроме того, функциональные возможности сервисов довольно непрозрачны, не всегда есть возможность попробовать продукт в действии (отсутствует демо-период, возможна только онлайн-демонстрация), и с реальной системой ты сталкиваешься только после составления договора и оплаты лицензии.
Повод задуматься, а так ли оно надо и есть ли другие пути?
Для кого это наиболее актуально?
А что делать другим?
Проектировать свое решение, использовать стандартные сервисы и прокачивать внутреннюю коммуникацию.
Важно не то, насколько круто и дорого устроена ваша автоматизация. Важно то, какое место в ней занимает ваш талантливый сотрудник, насколько доступны и понятны ему возможности для роста и развития. В приоритете – только здравым смысл.
Даже в digital-сфере без развития внутренней коммуникации и поддержания высокого уровня проектов автоматизация бессмысленна. На практике получается так, что гораздо важнее продумать внутреннюю систему адаптации, развития и поощрения «на бумаге» и внедрять простые HR-инструменты, не требующие дополнительных трудозатрат:
Не копите обратную связь и не откладывайте ее сбор к моменту аттестации. Действуйте в моменте и ищите возможность отметить сильные / слабые стороны сотрудника в связке с конкретной работой. Давая оперативную обратную связь, вы остаетесь в едином контексте и с большей вероятностью будете опираться на конкретные примеры и факты. Отложенная обратная связь, как правило, не дает такого эффекта. Она более размытая и менее весомая в глазах сотрудника. Не забывайте при этом про слои обратной связи: сначала позитивные моменты (конкретные детали), затем вдохновляющие предложения (что можно улучшить) и позитивные выводы.
Оценивайте и цените не только hard, но и soft-skills. В наше время это гораздо важнее. Жесткие навыки быстро устаревают, а аналитическое мышление и возможность адаптироваться к изменениям рынка позволяют талантам беспроблемно осваивать новые инструменты и оставаться востребованными.
Систематически собирайте внешнюю (от клиентов) и внутреннюю (от коллег) обратную связь. Это позволит сделать многомерную оценку талантов сотрудника с разных ракурсов, ведь разные роли в команде проявляют в человеке разные качества и особенности поведения. Можно ввести регламент, когда после каждого проекта вы проводите внутреннюю ретроспективу и разбираете результаты работы сотрудника по полочкам. В нашей команде действуют опросники, которые мы отправляем клиентам после этапа аналитики, где просим оценить содержание выводов и рекомендаций исполнителя, уровень защиты и качество оформления отчетных материалов. У команды свои маркеры качества, причем у дизайнеров – одни, а у разработчиков другие. Всё это делает работу с ожиданиями более прозрачной, а у таланта появляются инсайты для саморазвития.
Внедряйте бонусные миссии. Мы их так называем. Что-то формируется в контурах работы над OKR, что-то рождается из «банки мыслей», а что-то подсвечивает обратная связь. У нас даже есть список бонусных миссий, который обновляется каждые 2 месяца. Нетиповые задачи повышают интерес и мотивацию к работе. Это увеличивает скорость освоения новых навыков и компетенций и может привести к новаторским идеям и решениям. Важно отмечать результат работы над такими задачами в виде ачивок или поощрений. В долгосрочной перспективе это поможет удержать ценных сотрудников в компании.
Ничего не должно мешать человеку, умеющему классно дизайнить, быть аналитиком на проекте. Не ограничивайте талантливого сотрудника компетенциями, прописанными в должностной инструкции. Позвольте ему попробовать себя в разных ролях. В нашей компании есть возможность ротации. В прогрессивных IT-компаниях один и тот же человек может быть и хорошим «проджектом», и дизайнером, и аналитиком. Главное, сохранять субординацию и не использовать таких ребят в корыстных целях.
Подобное участие может включать разработку новых продуктов, оптимизацию процессов, внедрение инноваций или разработку долгосрочной стратегии. Это позволяет сотрудникам проявить и развить лидерские способности, критическое мышление и навыки управления. В контексте стратегических инициатив такие сотрудники часто общаются с различными отделами и уровнями управления, что способствует синергии внутри организации. Сплошные плюшки. У нас в агентстве для таких целей сформирован целый клан: «Дружба отделов» называется.
Здесь, пожалуй, подойдет обычная таблица Excel или более продвинутый Notion, главное, чтобы был регулярный мониторинг движения в соответствии с планом, встречи с наставником и актуализация действий, чтобы не зависать на каждом шаге.
В конечном итоге, у вас может получиться очень уютное и насыщенное активностями пространство.
И для этого вам не потребуется внедрять сложные многофункциональные сервисы, настраивать и осваивать их. Все это время вы сохраните для планомерной адаптации разработанных механик.
Так тоже можно
10 простых рекомендаций: что нужно сделать уже «сегодня»
Таким образом, грамотно выстроенный процесс управления талантами становится неоспоримым преимуществом для прогрессивных компаний. Вы можете выбрать и адаптировать одно из готовых цифровых решений и использовать его функциональные возможности как основу для выстраивания своих HR-процессов. Это непросто, когда процессы уже выстроены. Однако, если вы только развиваете данное направление и масштаб компании того требует, такое вложение будет оправдано. Во всех остальных случаях стоит рассмотреть упрощенные методы автоматизации.
Важно помнить, что без комплекса дополнительных мер, направленных на формирование целей, развитие внутренней коммуникации и работы с улучшениями, процесс управления талантами будет бессмысленным. Автоматизация, в свою очередь, должна служить инструментом, который освобождает вас от рутинных HR-задач, предоставляя возможность сосредоточиться на более сложной и творческой работе – работе с людьми. Только в этом случае автоматизация обретает смысл и способствует устойчивому развитию компании.
Я провожу небольшое исследование среди экспертов в сфере HR. Буду признательна вам за инсайты для дальнейшего развития моего проекта. Каждому, кто прошел опрос до конца - шаблон Notion-пространства для работы с воронкой рекрутинга.
https://forms.yandex.ru/u/653a20d1068ff025ce2c037c/
Удачи вам в освоении цифровых улучшений!
Ксения Ельцова,
Head of Analytics в digital-агентстве «Атвинта»
https://tenchat.ru/kseonyka