Организация = экосистема. Ее фундаментальные ценности – волшебные бобы, из которых прорастает древо корпоративной культуры.
Данное понятие настолько черноземное, что на его почве авторы вывели далеко не одну типологию. Представляем обзор наиболее популярных классификаций, нашедших практический отклик в сердцах управленцев.
На основе степени мотивации персонала выделяется восемь типов корпоративной культуры.
1. «Оранжерея» - любимица госструктур. Здесь сохраняют достигнутое, мало заботясь о мотивации кадров.
2. «Собиратели колосков» - оперативные владельцы небольших бизнесов, пропагандирующие высокую степень уважения к руководству при мотивации на «троечку».
3. «Огород» - компания-пирамида, действующая по старинке с минимальными изменениями.
4. «Французский сад» - бюрократическая корпоративная культура устаревшей формации, где организация – машина, а сотрудники в ней – винтики.
5. «Крупные плантации» - масштабные предприятия с постоянно меняющимися внешними условиями и высоко замотивированным штатом.
6. «Лиана» - предполагает минимум людей и максимальное количество инноваций. Это настоящие дрим-тимы, подкованные технологическими новшествами и осознающие всю полноту своей ответственности за результат.
7. «Кочующая орхидея» - любимица фирм творческой среды. Здесь все ориентировано на создание уникального продукта, отсутствие формальностей и отсутствие четкой структуры.
8. «Косяк рыбок», удивительным образом попавший в этот растительный список – такая корпоративная культура предполагает высокую маневренность, гибкость и выносливость кадров (моральную и физическую).
На чем еще может основываться корпоративная культура? Чарльз Хэнди решил, что цементом в ее фундаменте будут принципы распределения власти, отношения отдельной личности к организации-работодателю, виток жизненного цикла компании. В итоге классификация ирландского философа включила четыре варианта корпоративной культуры.
1. Властная – здесь в приоритете контроль, признание. Руководитель – личность авторитарная и конкретная – держит в поле зрения все сферы деятельности предприятия. Это конструктивная модель, где ценят сотрудников, вдохновляют на достижения, быстро адаптируются под изменения рынка. Однако сверхобраз топ-менеджера нивелирует желание сотрудников брать на себя ответственность, делиться мнением, проявлять инициативу.
2. Ролевая – квинтэссенция пользы, рационализма. Базис данной корпоративной культуры – стандарты, процедуры. Выстроенный в рамках иерархии трудовой процесс исправно приносит прибыль, позволяя ставить цели с длительной перспективой. Но только в стабильных «тепличных» условиях. Инертность консервативной системы делает ролевую корпоративную культуру неспособной к быстрой адаптации в случае изменения окружающих реалий.
3. Результативная – направленную на выполнение поставленных задач. Это история о сплоченной команде, высоком профессионализме, синергетическом эффекте в действии. Раздор может внести борьба за сферу влияния между менеджерами разных уровней.
4. Инновационная – встречается в коллективах, стремящихся к позитивным изменениям, внедрению нового. Как правило, деятельность таких компаний сложно прогнозируется, штат представляет собой группу специалистов разного уровня. В каком-то смысле здесь царит анархия – контроль возможен только по обоюдному согласию.
На чем бы не базировалась ваша корпоративная культура – полет фантазии здесь может быть безграничным – она проходит определенные этапы формирования.
1. Выявление артефактов – то, что мы видим, но не всегда можем соотнести с внутренним микроклиматом организации. Архитектура офисного здания, дресс-код или его отсутствие, манера общения, легенды, ритуалы – все это микроорганизмы, которым предстоит эволюционировать в культуру.
2. Ценности, убеждения – философия фирмы, ее миссия, цели, стратегии. Эти факторы складываются в алгоритмы поведения в различных ситуациях.
3. Базовые представления – возможно, сотрудники не могут объяснить ПОЧЕМУ, но точно знают, КАК надо себя вести. Если таких большинство, поздравляем – у вас есть корпоративная культура.
Зачем эти знания? Отбирая кандидатов, важно учитывать особенность корпоративной культуры конкретного Заказчика. Чем быстрее и успешнее новичок станет «своим», тем скорее он принесет работодателю результат и прибыль. Осуществляя подбор персонала в разнородных средах рекрутеры ООО «ARES» этим мастерством владеют в совершенстве.
Читайте так же нашу статью об абсолютно новом типе бизнес-структуры, который произрастила на своей неоднородной почве современная корпоративная культура, о так называемой «бирюзовой организации».
Наталия Матюшина