Инвестиция в сотрудников = инвестиция в бизнес
Скрипя и похрустывая, колесо развития российского менеджмента постепенно набирает скорость. Иллюстрация тому – рост числа собственников, готовых выделять средства на корпоративное обучение сотрудников.
Основной толчок сменить вектор мысли – желание сэкономить.
А как без него преумножать капиталы? Качественный персонал на дешевую обертку вакансии не покупается – человек с нужной квалификацией, опытом, навыками почему-то всегда требует адекватную зарплату. Пробовать абы кого – себе дороже. Пока увольнение одного сотрудника обходится как три выплаченных оклада, приобретение новых знаний окупается – пусть и в долгосрочной перспективе.
Вот и решили бизнесмены инвестировать в корпоративное обучение тех, кто уже составляет штат. Сотрудникам – развитие, перспектива карьерного продвижения, как ни крути – прибавка. Боссу – уважение, повышенная лояльность за заботу, «прокачанные» специалисты.
Как обучать?
Режима два: hard или soft.
Hard skills – вариант более распространенный. «Твердые» навыки можно проверить с помощью теста, дав респонденту конкретное задание. Это умения, относящиеся к технической стороне профессии – например, знание языка, умение писать программы, заполнять трудовую книжку, расшифровывать УЗИ. Система подходит специалистам, работающим в формализованных условиях – когда алгоритмы остаются неизменными, все возможные процедуры прописаны или поддаются расчету.
Soft skills российский менталитет трактует как «личные качества» - то, что помогает выстраивать плодотворную коммуникацию, взаимодействовать с партнерами, клиентами, подчиненными. Сюда относятся неосязаемые понятия управленческой деятельности, тайм-менеджмента, маркетинга. Проработка soft skills существенным образом влияет на успешность специалиста, его результативность для компании.
Hard skills «накачать» проще – здесь включается логика, действия доводятся до автоматизма. Soft skills приобретаются дольше – в отличие от своих «твердых» коллег, их нужно адаптировать под специфику конкретной фирмы. В какой бы организации вы не пекли пироги или настраивали ПО, механика процесса будет очень схожей. А вот презентация услуг компании одному учредителю маленькой фирмы или совету директоров холдинга – категории разные.
Однако оба формата – часть развития качественного персонала внутри компании. Что выбрать – зависит от ситуации. Обучение линейных сотрудников – история hard skills, тогда как средний менеджмент и топы больше нуждаются в элементах soft skills. Отталкивайтесь от цели корпоративного обучения конкретно для вашего бизнеса.
Уходим от ошибок
Любая идея требует грамотной реализации. Особенно, когда на кону – взращивание качественного персонала – ведущего ресурса предприятия.
Когда человек работает пять дней подряд, он вряд ли захочет познавать новое за счет долгожданных выходных. Будьте готовы уступить, выбрав удобное время – в противном случае корпоративное обучение станет «деньгами на ветер».
Часто сотрудники не понимают, зачем и чему учиться, веря в силу голой практики без теории. Аргументируйте свое решение, изложите выгоды, которые они приобретут по итогу – как денежные, так и нематериальные.
Изучать новые программы бухгалтеру будет проще дома за любимым ноутбуком с чашкой чай, чем в душном лекционном зале с зевающими коллегами. Управленцу, наоборот, нужно общение, чтобы сразу попробовать приобретенный скилл.
Онлайн-обучение – это не только презентация «гуру менеджмента» в pdf-формате. Современный e-learning многогранен – он способен решить массу задач, сэкономив вам средства, а сотрудникам – ценное время.
Если найти курсы нужных hard skills сейчас легко, то с их «мягкими» братьями дела обстоят сложнее. По прогнозам экспертов, данная услуга выйдет на рынок не раньше, чем лет через 5 – при благоприятных условиях. Поэтому опасайтесь недобросовестных посредников – проверяйте рекомендации.
Большинство специалистов – особенно молодых – любит сетовать на нанимателей, не организующих корпоративное обучение. Но стоит дать им книгу про развитие собственной эффективности, предложив обсудить ее за пятничным ланчем, как выяснится: у всех много дел, книга – сборник простых истины и вообще «лучше бы зарплату прибавили, а не вот это все».
Поэтому важно не просто навязать подчиненным интеллектуальный апгрейд, а показать, насколько он привлекателен – форматом, содержанием, перспективами. За отправную точку возьмите корпоративную культуру организации – ее ценности помогут вам лучше понять потребности сотрудников, посмотреть на «тренинг мозгов» их глазами. А, следовательно, вырастить качественный персонал внутри компании – лояльный, «прокачанный», успешный.
Наталия Матюшина