KPI – страшный сон персонала или сигнал тревоги, звучащий до того, как бюджет окажется в опасности?
Ключевые показатели эффективности – понятие более глубокое, чем следует из названия.
«Ки-пи-ай», как говорят в народе, - это коэффициент для расчета КПД единицы штата, отдела, всей организации.
Числовое отражение как эффективности (оправданности потраченных ресурсов), так и результативности (вклада каждого отдельного человека). На каждой должности – свой оценочный ГОСТ.
KPI выполняют две функции:
1) статистическую – дает оценку факторов, более остальных способствующих успешности специалиста;
2) управленческую – играют роль «якорей» для финансовой мотивации.
На этом моменте сотрудники просыпаются в холодном поту от осознания: ключевые показатели эффективности напрямую связаны с уровнем заработной платы.
С одной стороны, такая система позволяет стимулировать работников улучшать собственные результаты. С другой, зачастую носит субъективный характер, ведь всегда кажется, что можно лучше, больше, быстрее. Если KPI внедрены грамотно, они покажут, насколько поставленный специалистам план выполним в действительности.
Подхватив западную тенденцию, наши предприниматели пытаются внедрить ее повсеместно – даже там, где объективность метода весьма сомнительна. Например, администратор сайта, занимаясь товарными карточками, фактически не влияет на его продвижение. Другое дело, seo-оптимизатор, качество работы которого можно оценить по частоте переходов на страницу.
Есть сферы, где KPI – фундаментальная заповедь бизнеса.
Например, интернет-маркетинг стоит на 4 коэффициентах:
Самые «зараженные» KPI-лихорадкой – продажники. Здесь динамичность сферы собьет с ног любого размеренного человека: не потопаешь – не полопаешь.
Основными индикаторами успешности продаж являются:
KPI в сфере продаж настолько значим, что учитывается при подборе руководителя ОП. Уже на этапе собеседования понимание потенциальных задач и возможности их выполнения позволяет спрогнозировать доход специалиста.
Резюмируем: KPI – штука полезная. Если уметь ей пользоваться. Проведите аналитику, протестируйте систему, привлеките человека, специализирующего на внедрении инструмента. Самое важное – подробно объясните своим подчиненным, как и от чего теперь зависит их доход. Это – отправная точка успеха в любом деле.
Наталия Матюшина