Звоните прямо сейчас
+7 (812) 703-12-73 / +7 (921) 352-04-04
Время работы
с 10:00 до 19:00
Бесплатная консультация
Работодателю

Сотрудники для стартапа

24.08.15

 

Бизнес с нуля: как найти знающих энтузиастов?

Стартап стартапу рознь. Одно дело, если новое направление запускается на базе уже давно и успешно существующего предприятия, и совсем другое, если проект инициирован группой студентов, ничего не имеющих за душой кроме смелой перспективной идеи.

 

Естественно, в первом случае привлечь сотрудников намного легче: в качестве приманки работает и раскрученный HR-бренд, и комфортные условия труда, и неплохой оклад. Компании, зарождающейся с нуля, с поиском сотрудников придется куда сложнее. Впрочем, как бы ни различались эти ситуации, в подборе команды для стартапа есть общие закономерности, ведь люди, которые идут работать в совершенно неизведанную сферу, явно чем-то отличаются от тех, кто видит себя только в проектах, проверенных временем. И  тут, главное, суметь определить правильный типаж.

Профессионализм или энтузиазм?

«Что за вопрос – ну, конечно, профессионал с богатым опытом!» - с ходу ответит любой работодатель, ищущий персонал. Стоп! При подборе стартап-команды есть свои нюансы, и иногда студент с горящими глазами и смелыми идеями подойдет для нового проекта гораздо больше матерого специалиста. И дело тут даже не столько в стоимости, сколько в наборе личных характеристик сотрудника. Каждый случай индивидуален: иногда действительно необходимо делать ставку на опыт и мастерство, а иногда – на нетривиальность мышления, смелость и амбиции. Кому что – давайте разбираться.

Любой грамотный руководитель, прежде чем выпускать какой-то продукт на рынок, перво-наперво должен проанализировать свой товар по многим критериям – целевая аудитория, конкуренция, принципы продаж и т.п. А для начала нужно определиться с типом Вашей новинки – существуют ли уже подобные товары или продукт уникален и не имеет аналогов, а значит, придется формировать абсолютно новый рынок сбыта? Ответы на эти вопросы позволят не только выстроить верный бизнес-план проекта, но и понять, какой тип сотрудников будет идеален для работы над развитием данного стартапа:

 

Впрочем, такое разделение весьма условно. На одном энтузиазме без соответствующих знаний далеко не уедешь, и не верьте тем, кто говорит, что лучшие стартапы создаются непрофессионалами. Существует великое множество печальных примеров, когда перспективные идеи были загублены дилетантским подходом к их реализации.

Впрочем, и одного только профессионализма для развития инновационного проекта недостаточно: опытные специалисты при всей их привлекательности для работодателя имеют ряд минусов. Во-первых, они назначают высокую цену за свои услуги, что весьма обременительно при низком бюджете молодого проекта. Во-вторых, далеко не все сотрудники высокого класса готовы трудиться сутками напролет ради достижения поставленной цели, тогда как любой стартап требует от команды полной самоотдачи. И в-третьих, наработанный опыт обычно сопряжен с выработкой определенных правил и стереотипов, что может помешать человеку придумывать по-настоящему крутые и смелые идеи.

В общем, самый беспроигрышный вариант для создания эффективной стартап-команды – объединить энтузиастов-новичков с матерыми профи. Первые будут креативить, вторые – фильтровать идеи и направлять коллективный разум в нужное русло.  Первые подойдут для работы в сфере маркетинга, продвижения, продаж, вторые идеальны для действий, требующих структурированного подхода – бухгалтерия, техническая сфера, производственный сектор.

Определившись с типом сотрудников, нужно проанализировать требования к кандидатам и четко их сформулировать. На этом этапе лучше заручиться помощью и поддержкой специалистов по подбору персонала, так как поиск кадров для стартапа – дело весьма ответственное. Человек, не знающий тонкостей рекрутинга, рискует набрать совершенно не подходящих людей и тем самым загубить все свои начинания.

Приманка для стартаперов

При поиске сотрудников для стартапа важна честность. Многие работодатели умышленно скрывают, что работникам предстоит трудиться над абсолютно новым, только запущенным проектом. Зачастую это делается для того, чтобы добиться побольше откликов от кандидатов, но такой подход только застопорит все дело. Далеко не все соискатели готовы работать в стартапе, так что лучше сразу отсеять заведомо не подходящих претендентов, указав в объявлении о вакансии этот нюанс.

Кроме того, обязательно распишите цели компании, ее перспективы, возможности, которые она может предоставить своим сотрудникам. Ведь у стартапа реально есть весомые преимущества: небольшой штат, отсутствие запутанной иерархии, быстрое принятие решений, интересные задачи, стремительный карьерный рост и заманчивый шанс встать у истоков будущей корпорации-гиганта – ведь как знать, как обернется дело. Возможно, именно эти преимущества заставляют специалистов отдавать предпочтение свежим проектам, и таких соискателей немало – важно лишь их идентифицировать и привлечь.

Общие критерии отбора сотрудников для стартапа

Итак, в набор компетенций кандидата, подходящего для работы в стартапе, помимо основных профессиональных навыков должны входить такие качества, как умение работать в постоянно изменяющихся условиях, стрессоустойчивость, вера в успех, стремление развиваться, инициативность и, конечно, в некотором роде смелость. Соответственно, для определения пригодности соискателя придется «прогнать» его по следующим критериям:

  • Основной набор профессиональных качеств.

 С уровнем мастерства и опытом кандидатов нужно определиться заранее: кто нужен – профи со своими сформировавшимися установками, или подающий надежды молодой специалист, со свежими идеями и стремлением свернуть горы? От чего зависит выбор стратегии, мы описывали выше. В любом случае, рекрутер в ходе собеседования обрисует претенденту идею проекта, а затем с помощью нескольких вопросов выяснит, как хорошо кандидат понял концепцию, сможет ли он работать в данном направлении и чем конкретно будет полезен компании.

  • Готовность работать «в долг», надеясь на дальнейшее развитие проекта.

Это качество – вера в лучшее будущее – одна из составляющих энтузиазма. Как показывает практика, чем меньше бюджет проекта, тем более высоким должен быть уровень энтузиазма сотрудников: пессимистам и неуверенным в себе людям в такие стартапы доступ запрещен. К тому же далеко не всякий кандидат (а уж особенно профессионал со стажем) согласится променять гарантированный статус и оклад в стабильной компании на туманные перспективы в стартапе. И в этом плане молодые специалисты, конечно, куда более легки на подъем, чем их опытные коллеги.

  • Способность к многозадачности.

Главное отличие большинства стартапов – небольшой штат, а это означает серьезную нагрузку на всех членов команды, необходимость сочетать несколько смежных функций – как говорится, быть и жнецом, и чтецом, и на дуде поигрывать. К примеру, если искать продвиженца, то такого, кто умеет и писать продающие тексты, и понимает в SMM, и знает основы маркетинга, и обладает связями в СМИ. Конечно, такой разнокалиберный спец выйдет чуть подороже, но в конечном итоге он обойдется дешевле, чем содержание сразу нескольких узкопрофильных сотрудников.

  • Умение работать в команде

Для стартапа особенно важна сплоченность команды. Сотрудники должны довольно быстро притереться друг к другу, так как от согласованности их действий будет зависеть скорость развития проекта. Необходима оценка психологической совместимости соискателя с другими членами коллектива, с учредителями стартапа. Также в ходе отбора нужно обязательно проверить способность соискателей доносить до окружающих свои идеи, а также слушать и слышать коллег, иначе выйдет как в известной басне Крылова.

Подбор персонала для стартапа – отдельная часть рекрутинга, сопряженная с учетом множества нюансов. Проблема с том, что обычно молодая компания, начинающая свою деятельность с нуля, вряд ли имеет собственный HR-отдел: такая роскошь доступна лишь «дочкам» крупных фирм. В итоге фаундеру (основателю бизнеса) приходится своими силами собирать команду единомышленников, способных воплотить его гениальную идею в жизнь. На это уходит немало времени, а результат, учитывая сложность процесса, не всегда оправдывает ожидания. Выход один – обратиться за помощью к внешним рекрутерам. Кадровая компания СПб «Арес» поможет составить портреты сотрудников с учетом Вашей индивидуальной ситуации и проведет отбор с применением самых современных рекрутинговых технологий. Вы тем временем можете намечать горы, которые в первую очередь свернете со своей будущей командой!

 

 

< К списку
Оставьте заявку на Сотрудники для стартапа
Ф.И.О *
Телефон*
Персональные данные
Подобрать персонал
Бесплатная консультация
Ф.И.О*:
Телефон для связи*:
Е-mail*:
Требования:
Обязанности:
Условия дополнительная информация:
Раздел для размещения:
Должность:
Образование:
Опыт работы:
Название вашей организации:
Заработная плата от:
указать больше параметров
Поля, помеченные*, обязательны для заполнения.