Современный рынок труда, как отмечают рекрутинговые агентства Петербурга и других городов России, испытывает острую нехватку квалифицированных технических специалистов. Опытных работников производственной сферы найти не так-то просто, хотя, казалось бы, вузы продолжают исправно поставлять обученные кадры. Но загвоздка в том, что программа «вышек» заточена на теорию и не придает должного значения практике. А ведь ее-то в первую очередь и ценят потенциальные работодатели. Руководители предприятий сетуют на то, что большинство выпускников страдают отсутствием должных навыков работы по специальности, а полученные студентами знания весьма слабо вяжутся с реалиями повседневной жизни той или иной отрасли. В этом плане положение могли бы спасти выпускники техникумов, но у них имеется обратный недостаток – маловато теоретической подкованности. Как быть? Минобр РФ решил свести воедино программы среднего и высшего образования – так родилась идея выделить новое вузовское направление под названием «прикладной бакалавриат».
Учебное новшество предполагает разработку такой системы бакалавриата, при которой не менее 50% программы обучения будет отдано лабораторным работам и деятельности в реальных «заводских» условиях. Благодаря такому подходу у выпускников появится возможность сразу начать работать по специальности, минуя дополнительные стажировки. Традиционный академический бакалавриат, конечно, никуда не денется, так как стране по-прежнему нужны люди, способные двигать науку вперед. Абитуриентам остается лишь определиться, какое из двух направлений – теория или практика – им ближе.
Идея с разделением вузовского образования на два направления на самом деле не такая уж и новая: она уже несколько лет существует в виде эксперимента. Понятие «прикладной бакалавриат» было введено в России в 2009 году приказом Минобрнауки. Изначально его собирались основать на базе двухгодичного среднего профессионального образования, просто дополнив его программами высшего образования, ориентированными на получение теоретической подготовки. В дальнейшем проект было решено перевести на более высокий уровень – увеличить срок обучения до стандартных для бакалавриата четырех лет. Новые схемы обучения вошли в практику с 2010 года, когда Министерство образования определило в качестве экспериментальных площадок 49 вузов. Такая форма обучения – гибрид колледжа и «вышки» – пока еще не успела показать свою результативность, однако, по мнению авторов проекта, она позволит поднять значимость рабочих специальностей и значительно улучшить адаптацию выпускников в условиях реальной производственной деятельности.
Массово набирать абитуриентов на такую форму обучения будут с этого года. И, кстати, молодых людей, выбравших учебу у рабочего станка, ждут существенные бонусы при поступлении. Ради популяризации нового вида обучения Министерство образования и науки РФ планирует облегчить систему приема на прикладной бакалавриат. Численность студентов-практиков будут устанавливать сами вузы, а, следовательно, проходной балл может быть на много меньше, чем для поступающих на академическое направление. Как заявил руководитель рабочей группы «Развитие образования» Минобрнауки Олег Ребрин в интервью «Коммерсанту», к 2020 году вузы будут готовить более 30% студентов именно по прикладным программам. В итоге рынок труда получит достаточное количество практиков с хорошим теоретическим базисом. Оправдает ли образовательная реформа ожидания работодателей, станет ясно уже в ближайшие пару-тройку лет, когда на рынок труда хлынет дебютная волна студентов-«гибридов».
Кадровое и рекрутинговое агентство в СПб ООО "АРЕС", Ирина Толкачева