Под конец уходящего года принято подводить итоги и отмечать самые знаковые события во всех сферах деятельности. Эйчары не остались в стороне: сотрудники портала Superjob в ходе опроса работников кадровых отделов и рекрутинговых агентств определили ключевые события, которые оказали влияние на развитие российского рынка труда в 2013 году. Исследование в первую очередь было направлено на оценку изменений в трудовом законодательстве. Как выяснилось, сильнее всего кадровиков взволновал закон о запрете дискриминационных требований в объявлениях о вакансиях.
Более трети респондентов (34%) сошлись во мнении, что самое существенное влияние на рынок труда в 2013 году оказал июльский закон о запрете дискриминации при приеме на работу по полу, возрасту, расе, национальности, цвету кожи, языку, происхождению. Казалось бы, это постановление, направленное на защиту прав граждан, должно восприниматься исключительно со знаком «+». Однако, по мнению специалистов кадровых служб, на деле вышло по традиционной схеме – хотели как лучше, а получилось как всегда. Эйчары, вынужденные убрать ряд критериев из описания вакансий, буквально погрязли в возросшем потоке откликов от соискателей. В разы увеличившееся количество претендентов отрицательно сказалось на качестве работы рекрутеров. «Есть вакансии, для которых важен не столько опыт, сколько уже состоявшийся и эмоционально устойчивый работник. Из-за принятого закона процент текучки кадров увеличился в два раза, по самым скромным подсчетам. При этом уровень защиты прав соискателей фактически не возрос, напротив – стал более сложным и трудным», — сетуют опрошенные HR-менеджеры.
А вот проект закона, обязывающего трудовых мигрантов сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ, напротив, пришелся кадровикам по нраву. Данное новшество в апреле успешно прошло первое чтение в Госдуме, и именно это событие 12% респондентов определили как самое важное и перспективное в трудовом законодательстве.
Также кадровики, участвовавшие в опросе, не обделили своим вниманием внедрение закона, регламентирующего труд дистанционных работников. 5% опрошенных отметили это изменение как важнейший шаг, направленный на регулирование отношений «внеофисных» сотрудников и работодателей: теперь фриланс-сотрудничество стало «прозрачным» и официальным, а его оформление – более удобным благодаря внедрению электронного документооборота. Принятая «поправка о внештатниках» оказалась одинаково выгодна и работникам, и работодателям, а это нечастый случай в законодательной практике.
Каждый пятый кадровик, отвечая на вопрос о самом значимом HR-событии года, говорил о планах Минтруда повысить минимальный стаж для получения трудовой пенсии с 5 до 15 лет. Также участники опроса (3%) упомянули о наметившемся проекте по внедрению электронных больничных листов и штрафованию работодателей, уклоняющихся от создания рабочих мест для инвалидов.
Некоторые респонденты (2%) наиболее значимым событием в законодательной сфере считают проект новой поправки в ТК о защите прав работающих отцов, являющихся единственными кормильцами в многодетных семьях или воспитывающих малолетних детей. Еще 2% опрошенных назвали важным законопроект, согласно которому с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест вводится специальная процедура оценки условий труда. Также с пометкой «важно» было упомянуто предложение главы Минфина Антона Силуанова перейти на почасовую систему оплаты труда.
По 1% голосов получили новый закон, запрещающий «уклонистам» от армии претендовать на должности в госструктурах, а также разработанный Министерством труда проект внедрения девятиуровневой системы квалификации работников. Это решение эйчары назвали очень важным, особенно для регламентирования трудовых отношений и борьбы с «серыми» зарплатами.
Однако далеко не все HR-специалисты считают законодательные новшества, разработанные в этом году, перспективными и по-настоящему необходимыми. Так, 14% опрошенных HR-менеджеров уверены, что ничего примечательного в их сфере в 2013 году не произошло, а все законы «принимаются для того, чтобы создать видимость деятельности».
20.12.2013
для кадрового агентства "ARES" Ирина Толкачева